В преддверии Универсиады-2013 Татарстан намерен реализовать несколько крупных проектов, направленных на совершенствование транспортной инфраструктуры. Сделать это республика намерена в тесном взаимодействии с компанией “Российские железные дороги”, президента которой Владимира Якунина принял в минувшую субботу в Доме Правительства глава Татарстана Рустам Минниханов.
По итогам встречи были подписаны важные договоренности, которые определяют направления совместной работы на предстоящие три года.
Президент республики сообщил, что в ходе рабочей поездки главы РЖД в Татарстан предварительно были осмотрены производственные площадки особой экономической зоны “Алабуга” и строящийся комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске.
В Елабужском районе глава “РЖД” Владимир Якунин и Президент Татарстана Рустам Минниханов побывали на заводе “Соллерс”. Они осмотрели выставку автомобилей “Фиат Дукато”. Далее в здании административно-делового центра ОЭЗ состоялось совещание, где Владимиру Якунину презентовали возможности “Алабуги”. Были рассмотрены вопросы модернизации используемой резидентами зоны железнодорожной станции “Тихоново”.
На площадках “ТАНЕКО” высокие гости проехали на комфортабельной дрезине по недавно проложенной железной дороге и приняли участие в рабочем совещании. Заслушав доклады, президент “РЖД” пообещал содействие в возведении железнодорожной инфраструктуры нефтеперерабатывающего комплекса.
В ходе поездки по Татарстану Владимир Якунин посетил также казанский IT-парк, осмотрел Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр и побывал на острове-граде Свияжске.
Рустам Минниханов поблагодарил собеседника за поддержку со стороны руководства “РЖД”, которую республика постоянно получает в виде обновления подвижного состава, ремонта остановочных платформ, вокзалов и железнодорожного строительства в целом.
Владимир Якунин, в свою очередь, отметил, что железнодорожники серьезно зависят от индустриального развития регионов. “Чем больше вы производите товаров, тем больше мы перевозим, а значит, выше взаимная выгода, – сказал глава “РЖД”. – И в этом отношении вы всегда можете рассчитывать на наше конструктивное сотрудничество”.
Проект “пробивать” совместно
В первую очередь участники встречи обсудили проект организации высокоскоростного пассажирского сообщения между Казанью и аэропортом в рамках подготовки к Универсиаде-2013. Предполагается, что на этом маршруте со скоростью до 140 километров в час будут курсировать поезда “Siemes Desiro”, время в пути от аэропорта до вокзала займет двадцать минут. Стоимость проекта, по предварительным расчетам, составит 7,9 миллиарда рублей. Президент Татарстана Рустам Минниханов попросил рассмотреть вариант изменения маршрута интермодальных перевозок – конечный пункт перенести от вокзала к станции метро “Аметьево”. “Нам важно, чтобы интермодальные перевозки соединялись с городским транспортным сообщением. Если скоростное сообщение подойдет к метро, это будет намного эффективнее”, – заявил глава республики.
Владимир Якунин заметил, что изменение маршрута движения поездов вполне реализуемо, однако возведение путепроводов вызовет удорожание и без того недешевого проекта. По его словам, железнодорожная монополия заинтересована в реализации проекта, тем более что Универсиада-2013 – событие общенационального значения. Однако все прежние обещания руководителей федеральных ведомств о выделении на него финансирования так и остались на словах, а за свой счет “РЖД” стройку проводить не в состоянии. “Нет сомнений, что данный проект должен быть реализован, здесь мы с Татарстаном стоим на единой позиции”, – оговорился глава “РЖД”.
В этой связи Рустам Минниханов выразил убеждение в том, что необходимо как можно скорее подготовить проект интермодальных перевозок, чтобы добиться его экспертизы, а значит, возможности вынести его на рассмотрение и утверждение федеральных структур.
“Считаю, нужно предусмотреть в проекте некую этапность, чтобы в случае отказа федерального Минтранса от финансирования части инфраструктуры не пришлось переделывать всю документацию заново, а республика все же сумела довести проект до логического конца”, – заявил Президент Татарстана.
Перевести грузопоток на железную дорогу
На встрече Владимиру Якунину был также представлен проект Свияжского мультимодального центра. Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин, стоимость проекта составит 18 миллиардов рублей, из которых 5,8 миллиарда выделит федеральный центр, 2,5 миллиарда – республиканский бюджет, а остальные средства планируется привлечь от инвесторов. По проекту к 2014 году объем обрабатываемых грузов планируется довести до 14 миллионов тонн, а к 2030-му – до 29 миллионов.
Ленар Сафин сформулировал предложение к “Российским железным дорогам” участвовать в инвестиционной части проекта мультимодального центра, в частности, чтобы дочерняя компания монополии “Трансконтейнер” могла бы участвовать в обработке контейнерных перевозок.
“Как видно, участие железнодорожного транспорта в проекте, мягко говоря, не основное, – заметил Владимир Якунин. – Но если при доработке планов мы увидим реальную нагрузку на грузовой железнодорожный транспорт, то включимся в его реализацию”.
Президент Татарстана Рустам Минниханов согласился с главой “РЖД”. “Автомобильные трассы перегружены, – сказал глава республики, – и есть смысл сделать акцент на железнодорожных перевозках. “Казаньоргсинтез” будет расти, “Нэфис косметикс” тоже будет развиваться, и их логистику следует переориентировать на железную дорогу. Да и другие промышленные предприятия Татарстана должны активнее рассматривать возможности перевозки грузов по железной дороге”.
В результате Рустам Минниханов и Владимир Якунин договорились о необходимости перейти от проектирования к конкретному строительству в рамках создания грузовой базы для мультимодального центра.
“Сапсаны” придут в Казань
В заключение встречи Рустам Минниханов и Владимир Якунин подписали соглашение между Татарстаном и компанией “Российские железные дороги” о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2011-2013 годы. Документ в первую очередь регулирует такие вопросы взаимодействия, как реализация проектов по подготовке к Универсиаде-2013, развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Татарстана с учетом транспортного обслуживания Игр.
Соглашение также предусматривает взаимодействие в обеспечении потребностей населения республики в железнодорожных пассажирских перевозках и выводе пригородных железнодорожных перевозок на территории Татарстана на безубыточный уровень. “Уже с будущего года пригородные железнодорожные перевозки должны выйти на безубыточный уровень, – заявил Владимир Якунин. При этом он подчеркнул, что в данном случае речь идет о переходе на государственные контрактные перевозки.
На встрече было подписано также соглашение между Правительством Татарстана и Горьковской железной дорогой, являющейся филиалом “РЖД”, о взаимодействии по вопросам реализации инвестиционных проектов для транспортного обеспечения Универсиады-2013. Подписи под документом поставили Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков и начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун.
Кроме того, в присутствии Рустама Минниханова было подписано еще одно важное соглашение – между “РЖД” и КамАЗом, которое подписали Владимир Якунин и генеральный директор челнинского автогиганта Сергей Когогин. В соответствии с договоренностями будет осуществлена промышленная поставка камских грузовиков на нужды железнодорожной монополии.
По итогам встречи президент “РЖД” Владимир Якунин отметил, что в целях повышения качества обслуживания пассажиров до конца текущего года в компании будет рассмотрена возможность продления маршрута высокоскоростного поезда “Сапсан” от Нижнего Новгорода до Казани.