Бюджетный марафон начался

Осень – пора не только уборки урожая.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Осень – пора не только уборки урожая. Осенью для любого территориального образования начинается бюджетный марафон. Властные структуры усиленно принимаются считать деньги, прикидывая, как ими распорядиться в следующем году.


Выдержит ли бюджет семьи искушение прилавком?Нынче бюджетный марафон в республике начался в конце августа (было время – парламент принимал этот финансовый документ с огромным опозданием, в начале бюджетного года), когда Правительство согласовывало показатели прогноза социально-экономического развития, предполагаемые доходы и расходы с руководителями предприятий, городов и районов. В минувшую пятницу к рассмотрению проекта бюджета приступил парламент. Первым финансовый закон “препарировал” Комитет Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству.


По традиции сначала об основных параметрах бюджета доложили первый вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов и министр финансов Радик Гайзатуллин. Напомним основные параметры, которые заложены в проекте бюджета-2006. Доходы консолидированного бюджета составят 60,82 млрд. рублей, расходы – 63,049 млрд. рублей, соответственно дефицит достигнет 2,289 млрд. рублей, или 4,5 процента к объему доходов. Эти показатели основываются на данных прогноза социально-экономического развития республики. Минэкономпром подсчитал, что в 2006 году валовой региональный продукт вырастет на 6,5 процента, промышленное производство – на пять процентов, реальные денежные доходы увеличатся на 11,6 процента. Экономисты в свои расчеты заложили цену на нефть в размере 38 долларов за баррель (в федеральном бюджете на два доллара выше), а курс доллара – 28,6 рубля.


Прогнозы Минэкономпрома и Минфина республики не очень понравились депутату Александру Штанину. Уже который год подряд при утверждении бюджета он выступает с критикой Правительства: оно занижает доходы, искусственно создавая дефицит. Вот и итоги выполнения бюджета 2005 года показывают, что мы перевыполняем “взятые на себя обязательства”. Радик Гайзатуллин объяснил, почему доходы бюджета на 2006 год выглядят так скромно. Во-первых, завершилась реализация федеральной программы социально-экономического развития Татарстана (она должна была выровнять уровень доходов в РТ в связи с вхождением республики в единое налоговое поле). Во-вторых, Правительство Татарстана сознательно занизило цену нефти, учитывая ее низкое качество. Эти и другие факторы не позволили Минфину заложить более высокий уровень доходов.


Председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев предложил Правительству внести некоторые коррективы с набором статистических данных, используемых при анализе экономической ситуации. Если Татарстан заявил о переходе на инновационный путь развития, то было бы неплохо вести учет новых видов продукции, которые получены при применении высоких технологий, знать, какую долю они составляют в общей номенклатуре товаров. Во-вторых, для полноты картины происходящего всегда важно видеть, как изменяется энергоемкость продукции, ведь это один из основных показателей ее конкурентоспособности.


Как отмечают разработчики проекта бюджета, главный финансовый закон республики с каждым годом становится все прозрачнее. Показателем прозрачности становится объем поясняющих и конкретизирующих документов, которые прилагаются к закону. Тем не менее депутаты, участвовавшие в обсуждении проекта бюджета, предложили ряд новаций, которые бы позволили парламенту более тщательно контролировать использование государственных средств. В республике в нынешнем году создано несколько финансовых фондов – инвестиционно-венчурный, залогово-страховой, фонд содействия венчурным инвестициям и т.д. Однако эти средства (государственные финансы), формы их использования оказались за рамками бюджета. А это не совсем правильно.


Бюджетная классификация, как пояснил министр финансов, не позволяет ввести эти фонды в рамки основного финансового документа республики. Но никто не мешает Минфину, заметил Марат Галеев, приложить к проекту бюджета справку о том, как расходуются средства этих фондов. Парламент имеет право знать все о государственных ресурсах.


Здравоохранение – это не “профильная” тема для Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Тем не менее депутаты не могли не затронуть вопрос о возможном повышении зарплаты отдельным категориям медицинских работников. Пока Правительство не готово ответить на этот вопрос, поскольку проект бюджета был подготовлен до того, как Президент России Владимир Путин и министр социального развития и здравоохранения РФ Михаил Зурабов сделали заявления по поводу повышения зарплат. Поэтому в проекте бюджета на 2006 год такие изменения не предусмотрены. Скорее всего, повышение зарплат будет финансироваться из федерального бюджета через субсидии и трансферты. Когда подобное решение будет принято на федеральном уровне, татарстанскому парламенту придется вносить соответствующие поправки в бюджет.


В целом же Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству предложил Президиуму Госсовета РТ включить вопрос о проекте бюджета-2006 в повестку дня ближайшей сессии для рассмотрения в первом чтении. Ко второму чтению законопроекта депутаты подготовят конкретные поправки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще