Азино – район молодой. И 159-й лицей, расположенный на одной из самых юных казанских улиц – Ноксинском спуске, – достаточно молод, буквально на днях он отметил свое десятилетие. Да и большинству учителей, здесь работающих, нет еще тридцати лет. Правда, говорит директор лицея Савия Загидуллина, средний возраст педколлектива связан скорее не с возрастом школы, а с огромным желанием ее администрации привлечь в образование молодежь. Ведь кто, как не они, способен понять противоречивую душу подрастающего поколения, того поколения, от которого они сами еще так недалеко ушли? В канун Дня учителя нам захотелось спросить у молодых педагогов – а какие они, сегодняшние школьники? И с какими проблемами в первую очередь приходится сталкиваться начинающим Макаренко и Песталоцци?
Конечно, чего уж тут скрывать, одна из главных проблем для молодого учителя – это маленькая зарплата. И об этом знают все. Но в 159-м лицее нам на финансовые трудности жаловаться не стали. Тем более что школьная администрация, говорят, молодых учителей старается всячески, в том числе и материально, поддержать. А вот с дисциплиной в классе бывает потруднее, чем с финансами. Для молодого учителя правильно себя поставить в детском коллективе – дело наипервейшее, и тут к директору за помощью не обратишься, выкручиваться приходится самому.
Сегодняшние дети – поколение более раскрепощенное даже в сравнении с начинающими педагогами, которые сами еще не так давно были школьниками. И это, конечно, плюс, считает школьный психолог Светлана Макарова. Но иногда они ведут себя слишком раскрепощенно, и это уже явный минус, продолжает тему ее коллега, педагог-словесник Татьяна Хлебникова. Поэтому для начинающего педагога главное – с самого начала установить на уроках твердый порядок. А это во многом зависит от его профессиональной подготовки, так как нынешние дети, особенно старшеклассники, имея доступ к многочисленным источникам информации, в том числе к Интернету, обязательно устроят преподавателю-новичку проверку на профпригодность – выкопают какой-нибудь каверзный вопросик по теме урока. И от того, как ты выйдешь из этой ситуации, во многом зависит, примет ли тебя класс.
Кстати, учитель начальной школы Татьяна Январева говорит, что сегодня такие индивидуумы, которые могут поставить учителя в тупик своим вопросом, встречаются и среди первоклашек – они нынче тоже в школу приходят грамотными, начитавшимися всяческих энциклопедий. Но с малышами выйти из ситуации легче, тем более что и спрашивают они скорее от любопытства, нежели для того, чтобы учителя проверить. А вот старшеклассников общими словами не убедишь.
– Однажды ребята задали мне вопрос, на который не знала ответа, – вспоминает химик Наталья Митрофанова. – И я посчитала незазорным честно признаться, что именно по этой проблеме еще ничего не читала, потому что, так же как и они, постоянно нахожусь в процессе получения знаний.
А честность сегодняшние школьники ценят так же, как и те, кто учился двадцать, тридцать, сорок лет назад… Да и вообще, считает Татьяна Хлебникова, сегодняшние школьные проблемы – они все те же, что и в знаменитом фильме Станислава Ростоцкого “Доживем до понедельника”. И счастье для сегодняшних детей – по-прежнему в том, чтобы их понимали. И по-прежнему не только учителя учат детей, но и дети их -тоже. Чему?
– Жизни, – почти хором отвечают педагоги. А еще стойкости, выдержке, умению разбираться в людях. И, наверное, любви. Детская любовь – она проявляется по-разному. Даже в том, как они пробежали мимо тебя утром в школьном коридоре – кинули “здрасьте” на ходу или, приостановившись, сказали “здравствуйте”. А бывает, и комплименты говорят: “Как вы сегодня хорошо выглядите!”
Между прочим, хорошо выглядеть, считают молодые учителя, преподаватели вообще, а женщины-педагоги (каковых, собственно, в школе подавляющее большинство) – в особенности просто обязаны. И даже не потому, что девочки-старшеклассницы каждый раз придирчиво разглядывают новую стрижку и фасон костюма. А потому, что учитель воспитывает детей в том числе и своим внешним видом. Кроме того, сегодня, как никогда, одежда и прическа свидетельствуют о том, как человек к себе, любимому, относится. И если в учительском наряде явно просматривается безразличие к своему внешнему виду, то не стоит ожидать, что дети будут относиться к такому педагогу с уважением. Так что современный молодой учитель ко всем прочим своим достоинствам должен быть еще и стильным.
Конечно, часть из тех, кто приходит работать в школу после института, вскоре увольняется. Но кто проработал хотя бы два года, говорит завуч Лидия Лугинина, остается, потому что работа-то интересная, творческая, она позволяет педагогу раскрыться, обнаружить скрытые таланты – в первую очередь у себя, а уж потом и у детей.
– Я тоже, был момент, однажды ушла из школы, – признается преподаватель русского языка и литературы Альбина Сибгатуллина. – Но через несколько месяцев вернулась. Почувствовала, что чего-то не хватает…
Спрашиваю: а чего? Отвечают – энергии, детских горящих глаз, их любви. И еще говорят: неправда, что нынешние дети сплошь меркантильны и все мерят на деньги. Не покупные, а сделанные своими руками подарки для учителей и сегодня в ходу, и это по-прежнему лучшая награда педагогу за его труд.
А еще вне школы им не хватает той жизни, которая здесь есть. Потому что, перефразируя строку из известной песни, можно сказать, что “школа – это маленькая жизнь”. Она – слепок нашего общества, которое за последние годы сильно изменилось. Но дети в этом не виноваты. А молодые учителя, хоть они и сами продукт этого общества, все же пытаются вернуть детям ту систему ценностей, от которой мы в последние годы как-то отдалились. И, говорят, иногда это у них получается…
Удачи вам и терпения в этом нелегком деле!