Недавно перебирал архив бугульминского корпункта “РТ”. Попала мне в руки местная рекламная газета десятилетней давности с объявлениями об услугах появлявшихся в городе предпринимателей. Оказалось, из всех частных предприятий и организаций, которые тогда заявили о себе в этом издании, “в живых” нынче осталось только ООО “Локально-диагностические системы”. И это, бесспорно, стало существенным поводом для встречи с его основателем – Е.Лукьяновым. Хотелось задать ему один вопрос: как ему удалось сохранить свое дело? А Евгений Валентинович наш разговор начал с заявления, что в самой ближайшей перспективе его предприятие может прекратить свое существование…
В 1994 году Лукьянов взялся за организацию собственного бизнеса с большим энтузиазмом, перейдя в ряды предпринимателей с должности старшего инженера одного из научно-исследовательских институтов, где, кстати, был на хорошем счету и мог сделать блестящую карьеру.
Однако парню захотелось в соответствии с тем временем попробовать себя в новом деле, а посему он и выбрал жизнь крайне беспокойную, порой не всегда сытую, поскольку чуть ли не каждый зарабатываемый рубль Евгений направлял на материальное воплощение своего проекта. В предприятие он вложил не только деньги, собранные от проданных машины и квартиры под офис, но и свои доходы.
Иначе, впрочем, Лукьянов поступить не мог. Ведь вместе с двумя соучредителями он основал Общество с ограниченной ответственностью, которому предстояло заняться не заурядной коммерцией (купил-продал), а производством. Коллектив ЛДС начал ремонт компьютеров, кассовых аппаратов, факсов, прочей оргтехники. Резонно ожидалось, что востребованность услуг ЛДС, следовательно, и его доходность будут расти. Но на деле вышло иначе. Удары последовали со стороны, откуда их никто не ждал.
Но прежде чем поделиться своими бедами, Евгений Валентинович почему-то заговорил о незадавшейся судьбе другого здешнего коллектива. Несколько предприимчивых умных людей примерно в то же время организовали за городом Азнакаево производство карбида – продукта ходового и востребованного. К реализации своей затеи отнеслись не скупясь, основательно, назначив руководителем завода человека с соответствующим высшим образованием. Но на начальном этапе дело у них не слишком заладилось, и тогда они пригласили на работу в качестве главного технолога сельского умельца, который на своем подворье умудрился соорудить установку для изготовления высококачественного карбида, не обладая для того специальными знаниями. Даже квартиру ему приобрели, чтобы он принял их предложение.
Умелец производственный процесс на заводе отладил. Все бы хорошо, но у специалиста возникли сложности в общении с директором, которому не нравилось, что его авторитет начал падать. В итоге общий язык они так и не нашли. Умелец уволился, и завод вскоре существовать перестал.
– А к чему вы это мне рассказали?
– А к тому, что, к великому сожалению, не только этому умельцу показали, да и продолжают показывать, кто хозяин положения. Из разных значимых, и не очень, кабинетов…
– Вы имеете в виду чиновников?
– И их тоже. Возьмем, к примеру, взносы, которые представители малого и среднего бизнеса регулярно отчисляют на проведение каких-либо массовых культурно-спортивных и прочих общегородских мероприятий. С одной стороны, они считаются вроде бы добровольными, но с другой – явно принудительными: попробуй откажи властям в их весьма настойчивой просьбе…
Да мы и не пытаемся плыть против течения. Тем более что в Бугульме с пониманием относятся к нашим проблемам. Если финансовая ситуация на предприятии сложная, то можно сделать взнос значительно меньше, чем предусмотрено разнарядкой. По крайней мере никто меня за это не корил.
Однако больше всего нам достается не от чиновников, а от… заказчиков, то есть от деловых партнеров, чьи подвохи особенно обидны.
– А если поконкретнее?
– Пожалуйста. Когда мы стали обговаривать условия договора с местным довольно крупным учреждением на монтаж, эксплуатацию кондиционеров, его управленцы тут же навесили на нас обязанность подготовить документацию о том, в каких подразделениях и сколько таких установок уже функционирует. Как будто нам это известно лучше, чем им. Смех, конечно, но все-таки пришлось выполнять эту работу. А куда денешься-то? Начнешь отстаивать свою точку зрения, без договора останешься, а значит, и без заработка.
Однако такие вот ситуации еще полбеды. Настоящая же беда в том, что многие здешние производственные коллективы возят ремонтировать свою оргтехнику в другие города, где расположены их головные ведомства. Так предписывают большие начальники, желающие, очевидно, сэкономить средства. Но получается у них, как всегда, по Черномырдину. Ведь доставка сломавшегося аппарата, скажем, в Казань и обратно требует немалых расходов, что увеличивает стоимость его ремонта, и весьма существенно. А, во-вторых, собранная со всей республики вышедшая из строя оргтехника долго дожидается своего часа, что опять же серьезный минус для тех, кто в ней нуждается. Хотя намного быстрее и дешевле можно было бы отремонтировать аппаратуру у нас.
Другая проблема – это неумение и просто нежелание некоторых, казалось бы, солидных заказчиков соблюдать достигнутые с нами договоренности.
Помню, продолжил Е.Лукьянов, когда малый бизнес в нашей стране возрождался, сколько пафосных разговоров было о предпринимательских российских традициях, о том, что в старину даже на слово купеческое при сделках можно было положиться. Затем следовали не менее громогласные взаимные призывы – быть достойными наследниками предков. Но слова, к сожалению, расходятся с делом и по сей день. Договорились мы с одним бугульминским предприятием об установке в его помещениях двенадцати единиц требуемой ему оргтехники. После чего заключили договор с производящим эти аппараты заводом о том, что он продаст нам их со скидкой – ведь закупку-то мы делали, по-существу, оптовую.
Однако, когда оформлялись соответствующие документы, заказчики… передумали. И с необыкновенной легкостью заявили, что будут устанавливать у себя не двенадцать, а… две единицы оргтехники. Мы руки в ноги и на завод, а там нам говорят: если объемы заказа сократились, то и приборы мы вам продадим уже по полной цене. Резонно. Но заказчику сильно понравилась прежняя цена, а на новую он не соглашался.
Мы давай опять уговаривать заводчан. Убедили оставить цены без изменения. Однако заказчик стал задерживать оплату аппаратов даже по такой весьма выгодной ему цене. Вот так мы и зависли между двумя партнерами, с которыми связаны различными обязательствами. Если б такие случаи были единичными…
Недавно ЛДС исполнилось десять лет. Отметили этот юбилей совсем не весело, поскольку люди отнюдь не уверены, что бизнес сохранится и дальше.
Боль, с которой Лукьянов говорит о своем предприятии, – понятна. Мне же, быть может, даже чуть больше, чем другим. Знаю, что в становление своего малого бизнеса он вбухал практически все семейные сбережения. Он буквально помешан на работе, лишь изредка устраивает себе выходные дни.
– Российские, и особенно татарстанские, власти приняли уже достаточно решений, призванных повысить жизнеспособность малого и среднего бизнеса. Нужно лишь, чтобы на местах нам если не помогали, то, по крайней мере, не мешали, – говорит Лукьянов. – А еще чтобы производители товаров, услуг и их потребители в деловых взаимоотношениях между собой не забывали о таких понятиях, как честь и порядочность.