Вчера в Набережных Челнах состоялась итоговая – за 2009 год – сессия горсовета. В ее работе принял участие и выступил Премьер-министр Рустам Минниханов.
Как подчеркнул в отчетном докладе руководитель исполкома Василь Шайхразиев, кризис больно ударил по планам социально-экономического развития автограда: объем внутреннего валового продукта сократился в 2 раза, средняя ежемесячная зарплата – на 17 процентов. Однако последствия кризиса могли быть еще серьезнее, если бы не грамотные действия команды менеджеров КамАЗа, сумевшей привлечь более 30 млрд. рублей господдержки для загрузки производственных мощностей автогиганта. Многие предприятия доказали, что способны развиваться в условиях кризиса. Это “Камгэс-энергострой”, “Татэлектромаш”, картонно-бумажный комбинат, фирмы “Сатурн”, “Начало” и другие.
Социальную напряженность в городе, несмотря на троекратный рост безработицы, удалось ослабить в первую очередь за счет организации временных общественных работ. Однако они – паллиатив. Безработица – во многом результат непрофессиональных действий субъектов рынка. Например, среди почти 16 тысяч человек, стоящих на учете в центре занятости, уволенные с КамАЗа составляют лишь 16,8 процента.
Интересное предложение сделала в адрес коллег выступившая на сессии председатель правления Автоградбанка, депутат горсовета Венера Иванова. Если на каждом предприятии создадут хотя бы 5 процентов дополнительных рабочих мест, проблема “лишних людей” будет решена. Это предложение поддержал мэр города Ильдар Халиков.
Комплексный инвестиционный план для Челнов, который сейчас рассматривается в Правительстве России, – это задел на будущее. В ходе его реализации появятся новые рабочие места, но через 2-3 года, заметил он, а они нужны здесь и сейчас. Расширить существующий бизнес – быстрее и дешевле. А уж если создавать с нуля, то малые и средние предприятия. Между тем из 440 млн. рублей, направленных республикой в прошлом году на поддержку малого бизнеса, Челны смогли получить лишь 27 млн. рублей.
Содержательным было выступление генерального директора КамАЗа Сергея Когогина. Он напомнил, что год назад отечественному автопрому практически был вынесен приговор. Но слухи о его смерти оказались преувеличенными. Хотя Камский автозавод и закончил год с убытками, но их причиной стала не производственная деятельность компании, а платежи по валютным обязательствам, которые выросли из-за падения курса рубля по отношению к доллару.
Конечно, чтобы восстановить показатели первой половины 2008 года, потребуется еще несколько лет. Однако сотрудничество с корпорацией “Даймлер” открывает перед КамАЗом неплохие перспективы. Облик предприятия уже меняется. В условиях растущего рынка не было возможности вплотную заняться реорганизацией структуры управления производством. В кризис появилось время оглядеться и отказаться от архаики. В результате производительность труда выросла на 23 процента.
С одной стороны, законы рынка, продолжил Сергей Когогин, требуют от нас принятия более жестких мер по оптимизации численности персонала, но мы чувствуем социальную ответственность перед жителями города. Еще до кризиса создали индустриальный парк “Мастер”, резидентами которого созданы полторы тысячи рабочих мест. От совместных с “Даймлером” предприятий, кроме современных автокомпонентов для своих грузовиков, получим еще около шести тысяч рабочих мест.
Но готовы ли мы иметь у себя такие СП? С этим вопросом обратился к руководству города генеральный директор КамАЗа. Перед тем, как заключить договор о стратегическом партнерстве, немецкий концерн “рентгеновскими лучами” просветил не только технологический потенциал КамАЗа. Его интересовала и городская инфраструктура – безопасность, уровень медицинского обслуживания и т.д. К сожалению, в рамках проекта “Открытый город” пока еще не удалось сделать те же иностранные языки привычными в сферах торговли и общественного питания. Не соответствуют европейским наши образовательные стандарты. Подобные “мелочи” отталкивают зарубежных инвесторов, от которых зависят темпы модернизации автозавода.
Выступивший под занавес сессии Премьер-министр Рустам Минниханов отметил, что Набережные Челны в кризис пострадали больше, чем любой другой город в республике. Поэтому несмотря на то, что консолидированный бюджет Татарстана в 2010 году вновь составлен с дефицитом, все обязательства перед автоградом республика выполнит.
Премьер также обещал продолжить работу с федеральным Фондом содействия реформе ЖКХ. 700 млн. рублей на капремонт жилищного фонда автограду в этом году уже выделены, скорее всего, будет прибавка.
Рустам Минниханов напомнил депутатам о приближающихся муниципальных выборах, к которым местные власти должны представить доказательства своей дееспособности, используя в том числе преференции федерального бюджета, которые положены Челнам как моногороду.