Одним из вопросов очередного брифинга в Кабинете Министров стало обсуждение аспектов развития транспортной инфраструктуры Казани в плане подготовки к Всемирной универсиаде 2013 года. В брифинге приняли участие заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов, начальник управления автомобильных дорог этого же министерства Ильгиз Ситдиков, начальник управления капитального строительства и реконструкции Казани Ильгиз Латыпов, заместитель генерального директора “Метроэлектротранса” Шамиль Гильманов.
По словам Азата Галиахметова, реконструкции должны подвергнуться практически все “въездные ворота” столицы. И в первую очередь – международный аэропорт “Казань”. Здесь предстоит строительство двух новых пассажирских терминалов и одного грузового и реконструкция ныне существующего пассажирского. Нужны новый ангар и база для наземного обслуживания воздушных судов. Предполагается строительство четырехзвездочного отеля, многоэтажной парковки для автомобилей. Необходима реконструкция так называемых плоскостных сооружений, объектов светосигнального оборудования и энергоснабжения, взлетно-посадочной полосы с удлинением ее до 3750 метров и расширением на 60 метров. Предстоят также восстановление покрытия пассажирского перрона и увеличение его площади.
Для удобства доставки пассажиров от Казани будет проведена реконструкция железнодорожной ветки Казань – аэропорт и построен железнодорожный терминал.
Согласитесь: объем работ впечатляет, но и результат должен быть весьма солидным. Пропускная способность аэропорта составит около 5 миллионов пассажиров в год, грузов – до 60 000 тонн.
На все про все потребуется десять миллиардов рублей.
На реконструкцию железнодорожной ветки, призванной соединить столицу с аэропортом, сегодня крайне запущенной, плюс дополнительное строительство двух километров путей, по подсчетам специалистов Казанского отделения Горьковской железной дороги, потребуется 2,3 миллиарда рублей. Зато когда она заработает, добраться от Казани до аэропорта можно будет за 20 минут.
А еще железнодорожникам предстоит преобразить 24 посадочных платформы Казани на 16 железнодорожных станциях в черте мегаполиса и на двух вокзалах станции Юдино. На эти цели нужно еще 950 миллионов рублей.
Между Казанью и Нижним Новгородом скоро начнут курсировать скоростные поезда – это третий этап проекта РЖД по организации скоростного сообщения. Напомним, что начало уже положено – скоростной поезд “Сапсан” связывает Москву и Санкт-Петербург. В сентябре такой же поезд пойдет по ветке Москва – Нижний Новгород, а там и до Казани дело дойдет.
Еще 450 миллионов рублей потребуется на строительство как минимум четырех новых автовокзалов.
Теперь о том, как будут передвигаться участники соревнований и гости Татарстана в его столице. Транспортное обслуживание гостей Универсиады-2013 предлагается по четырем основным направлениям, в которых расположены спортивные объекты. Это зона проживания участников с деревней Универсиады, теннисным центром, центрами гимнастики, волейбола, гребных видов спорта и хоккея на траве; центральная зона, включающая дворец спорта “Баскет-холл”, Центральный стадион с легкоатлетическим манежем; прибрежная зона Казанки с главным футбольным стадионом, дворцами спорта “Татнефть-арена”, единоборств, водных видов спорта, спортивными комплексами Казанского государственного технического университета и зона Заречье со стадионами “Рубин”, “Тасма”, спортивными комплексами по улицам Чуйкова, Бондаренко, Кошевого, Химиков, Горьковскому шоссе.
По словам Ильгиза Ситдикова, дабы связать эти объекты между собой, необходимо строительство и реконструкция 65 километров автотрасс, строительство 15 транспортных развязок и путепроводов, а также 15 пешеходных переходов. На эти цели предполагается потратить более 38 миллиардов рублей. Правда, первоначальная сумма, представленная в оргкомитет Универсиады, была в два с половиной раза больше, однако после обсуждения ее секвестрировали, исключив из списка улицы, непосредственно не связанные с маршрутами передвижения спортсменов. На предстоящем в середине марта заседании оргкомитета Универсиады-2013, которое состоится в Казани, новая заявка на получение соответствующей суммы из федерального бюджета будет представлена заместителю Председателя Правительства России Игорю Шувалову.
На чем будут передвигаться жители и гости по столице в дни проведения соревнований? По подсчетам транспортников, необходимо 125 новых трамваев, в том числе 66 – с повышенными скоростными характеристиками (на 792 млн. руб.) и 250 троллейбусов (1,67 млрд. руб.). Плюс тысяча городских и туристических автобусов. Но если с трамваями-троллейбусами более-менее понятно – закупать их будет “Метроэлектротранс”, то с автобусами сложнее. Понятно, что подарить их городу, так сказать, безвозмездно, никто не согласится. Значит, автопредприятиям придется приобретать машины на условиях лизинга. А уже в прошлом году кредиторская задолженность таких предприятий составила около 33 миллиардов рублей.
Теперь припомним, что, по словам Азата Галиахметова, сегодня 75 процентов автобусного парка Казани требует срочной замены. Взяв автобусы в лизинг, автопредприятия наверняка существенно увеличат долги по кредитам. Где брать деньги на их возмещение?
Что касается Казанского метрополитена, то предусматривается строительство четырех линий протяженностью 62 километра с 28 станциями (прогнозный объем перевозок – более 500 тысяч человек в сутки). Сосредоточиться же пока придется на завершении первой линии из одиннадцати станций, которая соединит части города по обе стороны Казанки. Но и на это требуется более 39 миллиардов рублей (2 миллиарда из них – на приобретение 10 дополнительных поездов). Конечно, на состоявшейся недавно коллегии татарстанского Минтранса замминистра российского Минтранса Олег Белозеров заявил, что Татарстан в преддверии Универсиады на особом положении по отношению к остальным регионам страны, поэтому вопрос финансирования строительства Казанского метрополитена будет рассматриваться индивидуально. Как это будет выглядеть? Поживем – увидим. Пока же из республиканского бюджета на строительство метрополитена выделяется около двух миллиардов рублей.
В общем, за несколько лет привести городскую инфраструктуру в европейский вид – дело трудное, но неизбежное. Придется попотеть.