“Когда мы впервые ознакомились с федеральным законом о местном самоуправлении, жуть взяла – много непонятного, много нового. Но по ходу дела разобрались”.
Так оценил ситуацию с предстоящими муниципальными выборами председатель Алексеевского районного Совета народных депутатов Валерий Иванов. А сказано это было на встрече с десантом журналистов из Казани, приехавших в райцентр, чтобы ознакомиться с подготовкой к выборам.
Как известно, Татарстан – один из регионов России, где муниципальная реформа идет “по графику”. В республике сформирована для этого вся необходимая законодательная база. Готовы ли к этим новшествам на местах? Чего ждут от реформы самоуправления муниципальные работники? И как к ней относятся люди? С такими вопросами мы и прибыли в Алексеевский район.
В основе всего – “местные конституции”
Не так давно практически во всех районах республики были проведены сессии, на которых народные депутаты принимали уставы поселений. Как известно, “местные конституции” разрабатывались муниципалами не с нуля – за основу в каждом муниципалитете был взят модельный устав, разработанный Республиканским советом по местному самоуправлению. По мнению Валерия Иванова, это значительно облегчило задачу, так как в селах нет специалистов, чтобы разработать “местные конституции” самостоятельно.
Подобная практика применяется в республике уже не первый раз. На заре организации местного самоуправления примерные уставы также были разработаны органами государственной власти, однако этот прием оказался не совсем удачным. Дело в том, что в большинстве сел модельную “конституцию” просто переписали под копирку и приняли. Поэтому практически по всей республике действовали уставы-близнецы, только с разными наименованиями населенных пунктов. Похоже, на этот раз все будет иначе. Во всяком случае в Алексеевском районе к этому вопросу подошли очень серьезно.
Во-первых, в советах местных самоуправлений были созданы рабочие группы по внесению изменений и дополнений в примерные уставы. Во-вторых, ознакомиться с “местной конституцией”, а также дать свои поправки и рекомендации мог любой житель, было бы желание. После обсуждения на местах многие уставы претерпели изменения. Затем представители поселений собрались в райцентре и “прошлись” по каждой статье. В результате некоторые статьи были сокращены, другие, напротив, дополнены. Если в модельном уставе было 90 статей, то в поселениях, где проживает менее тысячи человек, осталось 79.
Если же говорить об уставных новшествах, то “конституции” поселений Алексеевского района были дополнены статьями, которые, в частности, предполагают обязательное наличие транспорта в самоуправлении (без “железного коня” работать на селе невозможно). Закреплена в них и норма о том, что зарплата у руководителя должна быть не менее пятикратной минимальной оплаты труда.
По мнению главы Алексеевского местного самоуправления Павла Королева, это хоть в какой-то степени поможет решить вопрос с острейшим дефицитом муниципальных кадров.
Теперь же “местные конституции” осталось зарегистрировать юридически в соответствующем государственном органе. Долгое время не могли определиться, кто будет это делать. Ходили слухи, что специальный орган в структуре Минюста, однако в итоге эту обязанность возложили на Главное управление Федеральной регистрационной службы по РТ.
В свете же того, что на федеральном уровне планируется отложить реформу до 2009 года, муниципальные уставы попадают в непростое положение. С одной стороны, их нужно принимать и регистрировать, с другой – уставы разработаны в соответствии с новым законом о местном самоуправлении, и если его введение будет отложено, то и “местные конституции” начнут действовать только через три года. По каким же документам жить самоуправлениям в течение этого времени – непонятно. В общем, хочется верить, что люди в Госдуме грамотные и этот вопрос осенью будет отрегулирован.
Финансовую проблему стороной не обойдешь
Но вернемся от дел законодательных к делам житейским. Вернее, к денежным. Как ни крути, а финансы – вещь для любого муниципального образования очень важная.
Собственные налоги, которые Алексеевский район планирует собрать в этом году, составляют 56 млн. рублей. На следующий же год эта цифра уменьшится до 23 млн. Если инициаторы муниципального реформирования на заре разработки нового закона о местном самоуправлении не раз заявляли о том, что на местах планируется оставить максимум налогов, то в итоге вышло наоборот – налоги не оставили даже в том количестве, которые были раньше.
По мнению Валерия Иванова, сокращение налоговой базы в районе произойдет из-за перераспределения подоходного налога. Если сейчас он полностью остается на местах, то со следующего года будет распределяться следующим образом: 10 процентов – поселениям, 20 – муниципальному району и 70 – республике. Такой финансовый расклад никак не стимулирует самоуправление. “Конечно, мы ведем работу по увеличению налоговой базы, чтобы не осталось ни одного неучтенного клочка земли или бесхозного имущества, – говорит председатель райсовета. – Но этого будет явно недостаточно”.
– Полномочий у нас много, но с финансированием туго, – присоединяется к разговору глава Билярского местного самоуправления Николай Портнов. – На территории нашего поселения расположено 27 организаций и учреждений, вроде и жить можно! Подсчитали собственные доходы на будущий год: вышло около четырех млн. рублей, а надо под те местные вопросы, которые мы обязаны решать, более восьми. Почему так мало своих налогов? Дело в том, что из всех организаций и учреждений, расположенных на нашей территории, в казну местного самоуправления поступают налоги лишь от четырех. Остальные являются филиалами предприятий, которые зарегистрированы в районе, и все деньги уходят туда. Думаю, что это неправильно. Налоги должны поступать по месту “прописки” объекта, а не по месту регистрации.
Даже Алексеевское, являющееся райцентром и получившее статус городского поселения, не может похвастаться нормальным бюджетом на будущий год. Если на все про все надо 17 млн. рублей, то своих денег набирается лишь на меньшую часть необходимого. В сельских же поселениях ситуация и того хуже. В частности, Большеполянское местное самоуправление обеспечивает себя на 20 процентов, и, по мнению его главы Тамары Ивановой, без помощи государства ему просто не выжить. С этим согласны практически все муниципальные руководители.
Но это не значит, что на местах сложили руки и ждут, когда государство что-нибудь подкинет. К примеру, в Алексеевском уже давно озаботились наличием собственных средств. Восемь лет назад здесь был оборудован рынок на 60 торговых мест, который приносит поселку от 300 до 500 тысяч рублей ежегодно. Половина этих денег уходит на содержание рынка, другая – на развитие поселка.
– На мой взгляд, большей частью проблемы самоуправления упираются все-таки не в деньги, хотя без них, конечно, плохо, а в культуру и самосознание людей, – считает Павел Королев. – Сейчас гораздо важнее заинтересовать население в том, чтобы оно более активно участвовало в управлении своей территорией, в формировании бюджета, чтобы люди не оставались равнодушными к вопросам благоустройства своего места жительства. Ведь, когда люди сами чего-то хотят, нужно минимум вложений.
Возьмите, например, организацию лыжной трассы в поселке. Люди сами проторили дорогу в местном лесу, а власти, чтобы поддержать благое начинание, сделали вдоль дороги освещение. Так что лыжным спортом алексеевцы могут заниматься допоздна. Это лишь один факт, когда союз местной власти и населения приносит добрые плоды. “Только сообща можно добиться истинного народовластия, – говорит Павел Королев. – В сельской местности практически у всех большие огороды и большие семьи, и только вместе семья может собрать хороший урожай. Так и в самоуправлении – на уровне любого поселка, села или района лишь сообща можно строить крепкую экономическую основу”.
Самоуправление – материя высокая…
Отношение к муниципальной реформе у руководителей органов местного самоуправления разное. К примеру, глава поселка Алексеевское смотрит в будущее с оптимизмом. Глава Большеполянского местного самоуправления до сих пор не до конца понимает все нюансы муниципальной реформы, поэтому плохо это или хорошо, сказать затрудняется.
А как к этому относятся простые люди? Это мы попытались узнать у обычных прохожих в поселке Алексеевское. Выяснилось: из десяти опрошенных о муниципальной реформе знал лишь один человек – заведующая детским садом. Она поделилась с журналистами своими соображениями: “Население плохо представляет, что изменится в результате этой реформы и изменится ли. Пока на улучшение мы не надеемся, но очень хочется, чтобы у бюджетных учреждений наконец-то появились деньги”.
Остальным опрошенным знакомо лишь слово “сельсовет”. Слова же “местное самоуправление”, “муниципальное реформирование” поселковцев и приезжих сельчан ставили в тупик. О муниципальных выборах люди услышали от нас впервые.
В этой связи очень показателен пример, который привел глава Билярского местного самоуправления: “Когда мы принимали свой устав, то очень хотели, чтобы обсуждение было всенародным. Этот документ был вывешен на многих видных местах в организациях и учреждениях. Даже повесили объявления, в которых желающим ознакомиться с уставом предлагалось зайти в здание сельсовета. Ждали хоть какой-то реакции со стороны людей, а в ответ – тишина”.
В общем, неинтересно пока людям муниципальное реформирование. Так что местное самоуправление остается материей высокой, доступной пониманию лишь ученых мужей, государственников и тех, кто в этой сфере работает. Для обывателя гораздо насущнее вопросы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения или социальной сферы. Все это доступно, понятно и можно потрогать. Внедрение же местного самоуправления, по крайней мере, в том виде, в котором оно прописано законодательством, принесет свои результаты – положительные или отрицательные – нескоро. Лишь бы не пришлось в итоге кусать локти, потому что пока эта реформа идет мимо людей. И вопрос, как привлечь население к управлению своей территорией, остается открытым.