С какими результатами закончили татарстанские транспортники и дорожные строители год ушедший? Какие у них планы на нынешний? Разговор об этом шел в минувшую субботу в Кабинете Министров на расширенном заседании коллегии Минтранса, в которой приняли участие Премьер-министр Рустам Минниханов, заместитель министра транспорта России Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства “Росавтодор” Анатолий Чабунин, заместитель руководителя Рос-транснадзора Владимир Черток и аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын.
В строительстве и содержании автодорог республики продолжаются перемены в лучшую сторону. Так, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадия Емельянова, в счет выделенных средств в прошлом году реконструировано более 11 километров региональных дорог, отремонтировано 368 километров. 24 населенных пункта соединены с основными трассами подъездами с твердым покрытием. Реконструирован шестикилометровый участок федеральной автотрассы М7 “Волга”, капитально отремонтированы 36 километров федеральных дорог на территории Татарстана.
В этом году дорожникам республики предстоит освоить более девяти миллиардов рублей, из которых два с половиной миллиарда пойдут на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и мостовых сооружений, около четырех миллиардов – на ремонт дорожной “одежки” и искусственных сооружений.
Так что, будем надеяться, постепенно уходят в прошлое нарекания автовладельцев в адрес большинства татарстанских дорог. Конечно, проблем в дорожной отрасли еще, образно говоря, воз и маленькая тележка. Но, главное, они решаются, и довольно эффективно. Чего нельзя сказать о транспортной отрасли. Как отметил в своем докладе Геннадий Емельянов, своеобразным барометром работы транспортного комплекса всегда считались показатели грузо- и пассажирооборота. И здесь наблюдается неуклонное снижение. Грузооборот в прошлом году по сравнению с 2008 годом снизился почти на два процента, а пассажирооборот – аж на восемь процентов. Выросла задолженность предприятий транспортного комплекса РТ – на начало декабря прошлого года кредиторская составляла без малого 33 миллиарда рублей, дебиторская – более 33 миллиардов. Не похвастаться транспортникам и высокой зарплатой. Хотя, по статистике, средняя подросла почти на шесть процентов и составляет 18218 рублей (аж на 23 процента
выше среднереспубликанского
уровня), но на деле тот же
водитель пассажирского автобуса, например, получает около восьми-десяти тысяч рублей. Секрет прост: при подсчете средней зарплаты по отрасли учитывается оплата труда работников трубопроводного транспорта, которая существенно “украшает” статистику.
Понятно, что низкая зарплата тянет за собой целую цепочку проблем вроде недостатка квалифицированных кадров, банального укрытия выручки водителями и т.д.
Экономика транспортной отрасли сегодня в критическом состоянии. По мнению министра, необходимы уже “меры реанимации” в виде определенных изменений в налоговых схемах.
Пора разобраться и с неучтенными перевозчиками – известно же, что на дорогах республики пассажиров “бомбит” огромное число неофициальных перевозчиков, которые, не подчиняясь никаким расписаниям и уж точно не участвуя в организуемых министерством тендерах на обслуживание того или иного маршрута, трудятся по собственному почину. И ни один из них не повезет, к примеру, льготника. Понятно, что обязанное возить “социалку” автопредприятие существенно теряет при этом в доходах.
Как тут не вспомнить, что во всем мире, например, городские пассажирские перевозки (межгород – статья другая, просьба не путать) давно причислены к разряду планово убыточных, и их содержание берет на себя муниципалитет.
Таких “подводных камней” в транспорте множество, и чистить “акваторию” Татарстана нужно незамедлительно. Тем более что, как отметил Олег Белозеров, Правительство РФ намеренно отходит от системы субсидий и дотаций, выделяя средства в виде кредитов. А наши транспортные предприятия и без того по уши в долгах. Пойдет так дальше – населению придется пересаживаться на велосипеды.
Это, конечно, шутка, но то, что работникам транспортного комплекса придется удваивать, утраивать усилия, это очевидно. Как отметил в своем выступлении Премьер-министр Рустам Минниханов, одной из главных задач на 2010 год является усиление работ на инфраструктурных объектах Универсиады-2013, ведь объем их огромен – на эти цели выделяется 10 миллиардов рублей. Продолжатся строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, модернизация аэропорта Казани.
Рустам Минниханов напомнил участникам коллегии, что 11 февраля при участии Председателя Правительства России Владимира Путина был подписан меморандум о создании совместного автопредприятия компаний “Соллерс” и “FIAT” мощностью в 500 тысяч автомобилей в год. По его словам, новый завод потребует перемещения большого объема грузов и в перспективе нужно сбалансировать грузопотоки между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Крайне важны, по мнению Рустама Минниханова, вопросы безопасности дорожного движения. Полумерами здесь не обойтись, ведь только в Казани средства видеофиксации регистрируют более 700 тысяч нарушений в год. “Качество дорог – вопрос актуальный, но по ним еще нужно уметь ездить!” – сказал Премьер-министр, подчеркнув, что необходимо кардинально повысить качество подготовки водителей и усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения.