Свято место пусто не бывает

Недавний сюжет одной из казанских телекомпаний о том, что “в столице сносят памятник Пушкину”, всколыхнул многих казанцев.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Недавний сюжет одной из казанских телекомпаний о том, что “в столице сносят памятник Пушкину”, всколыхнул многих казанцев. После его выхода в эфир у нас в редакции тоже раздавались телефонные звонки: дескать, почему молчите, не реагируете на вопиющий акт вандализма?


То объяснение, что в ходе реконструкции театра оперы и балета взамен прежних памятников Пушкину и Тукаю, сделанных из алебастра и бетона, будут установлены новые, из бронзы, и, следовательно, их демонтаж – мероприятие плановое, вызывало доверие далеко не у всех горожан. Иногда эмоции все же захлестывали, и справедливости ради надо сказать, что повод для этого, к сожалению, дали сами строители: памятник Пушкину был не просто демонтирован, но зачем-то тут же, у театра, вдребезги разбит… Даже если это случилось по неосторожности или чьему-то недомыслию, факт сам по себе неприятный и по меньшей мере достойный сожаления. И тут мы полностью разделяем чувства наших читателей. Одно утешает, что мы их все же не обманули, пообещав, что пьедестал, предназначенный солнцу русской поэзии, долго пустовать не будет…


А накануне возвращения Александра Сергеевича, уже в бронзовом исполнении, на свое законное место наш корреспондент побывал на Казанском экспериментально-производственном заводе ВКНИИВОЛТ, специализирующемся на художественном литье. Вот и бронзовый Пушкин – дело рук здешних мастеров. Как и одетый в бронзу Габдулла Тукай и памятник Салиху Сайдашеву, установленный на днях перед новым зданием Татарского гуманитарно-педагогического университета. Кроме того, в дни празднования тысячелетия Казани будут открыты памятники видному татарскому политическому и государственному деятелю Мирсаиду Султан-Галиеву, поэту Кул Гали, а также скульптурный бюст выдающегося русского невропатолога и психиатра Владимира Бехтерева.


– В эти дни нам предстоит еще одна интересная и ответственная работа, – рассказывает директор завода Сергей Маруденко. – Нынче 9 мая в казанском парке Победы был установлен монумент Скорбящей в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Скульптурная композиция так понравилась нашему Президенту, что он предложил отлить ее в бронзе. При этом Минтимер Шарипович добавил: “Это будет дар от семьи Шаймиевых”. Сейчас мы изготавливаем форму для будущей скульптуры, затем начнем заливку, а потом – чеканка, тонировка…


По дороге в литейный цех Сергей Павлович коротко остановился на истории предприятия. Новый этап в жизни завода, прежде выпускавшего оборудование для лесосплава, начался десять лет назад, когда здесь отлили бронзовый памятник Баки Урманче. А затем заказы последовали один за другим – запечатленные в бронзе Карл Фукс, Федор Шаляпин, Гавриил Державин… Сегодня Казанский завод по художественному литью успешно конкурирует с аналогичными предприятиями Москвы и Санкт-Петербурга, например, с прославленным заводом “Монументлитье”. К слову, именно у нас, в Казани, предпочитают переводить свои работы в бронзу такие известные российские скульпторы, как Кербель, Франгулян, Балашов и другие. Здесь же были отлиты памятники полководцу Георгию Жукову, погибшему экипажу атомной подводной лодки “Курск” и поэту Булату Окуджаве для Москвы, памятник Марку Аврелию, установленный в Вене, а Санкт-Петербург к своему 300-летию получил памятник Габдулле Тукаю.


– Освоить художественное литье нас заставила суровая необходимость, – признается Сергей Павлович. – В годы перестройки завод лишился традиционных заказов и был на грани закрытия. Но этого не случилось. Без чьей-либо помощи мы освоили совершенно новое для нас дело и выжили. По счастью, удалось найти опытных мастеров художественного литья. Это наш главный специалист Александр Грунин и начальник литейного цеха Гаяз Нагаев. Оба приехали из Ташкента. Отлично знают свое дело плавильщики Виктор Гордеев и Василий Скворцов, опиловщик Володя Балыков и другие специалисты. Все стараются, ибо понимают, что памятники ставятся на века.


– Что еще вы должны успеть сделать к юбилею Казани?


– Помимо памятников, изготавливаем металлоконструкции, в частности, красивые балясины для парадных лестниц в театре оперы и балета. А эти чугунные ограждения и барельефы с изображением жокея и коня предназначены для нового ипподрома. На очереди – бронзовый Зилант для Парка тысячелетия Казани, что появится возле Баскет-холла. К сожалению, время упущено. Не нами. До праздника меньше месяца, а мы до сих пор не получили модели ни самого Зиланта, ни чугунной колонны для него. А ведь для формовки скульптуры необходимо две недели, плюс заливка и зачистка, что займет как минимум еще неделю. Такова технология. К тому же мы должны отлить не одного Зиланта, а целых двадцать!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще