Время торопит всех, кто причастен к подготовке празднования 1000-летия Казани, ведь на календаре – вторая половина лета. Ударно работают строители главных юбилейных объектов, ни на день не уходят с улиц бригады Горводзеленхоза, буквально на глазах расцвечивающие столичный ландшафт все новыми цветами и зелеными насаждениями.
Объем работ, как уже сделанных, так и тех, которые предстоит выполнить, поистине огромен. Особое место здесь занимают транспортные коммуникации – наземные и подземные. Что касается казанского метро, то о стадии его готовности говорит хотя бы то, что первый вагон метропоезда подземки по городу уже проехал. Этот “рейс”, продлившийся три с половиной часа, стал одним из самых заметных событий недели еще и потому, что был связан с необычной транспортной операцией: от площади Вахитова до электродепо на улице Даурской головной вагон протащили на специальной 15-тонной “волокуше” с помощью тягачей “Ураган”, используемых в армии для перевозки межконтинентальных ракет.
Детали этой операции, начавшейся в ночь со вторника на среду, сообщил корреспондент агентства “Татар-информ” Сергей Семеркин.
Перед тем как тронуться по улицам спящей Казани, головной вагон метропоезда закатили на “волокушу” – металлическую платформу площадью более 65 квадратных метров с приваренными рельсами – и надежно закрепили. В 00 часов 07 минут 50-тонная конструкция, влекомая “Ураганами”, начала движение. Ее сопровождал эскорт экипажей ГИБДД, пожарной и поливальных машин. Воды потребовалось немало: дорогу обильно поливали, чтобы снизить трение “волокуши” об асфальт.
И все-таки без происшествий не обошлось. Из-за того, что в поливальных машинах кончилась вода, а следующие поливалки еще не подошли, трение металла о дорожное полотно возросло. Соответственно возросла и нагрузка на тягачи “Ураган”. Трансмиссия одной из военных машин загорелась. Случилось это сразу за мостом у остановки “Роторная”. Буксировку прекратили, пламя на “Урагане” сбили сначала ручными огнетушителями, потом на всякий случай залили тягач водой. Вышедший из строя “Ураган” заменили “КрАЗом”. Но чтобы затащить “волокушу” в гору, мощности такой связки не хватило – колеса беспомощно шлифовали асфальт. На самом сложном участке подъема по улице Даурской колонну усилили двумя гусеничными бульдозерами. Это и обеспечило успех.
В 2.20 началась стыковка “волокуши” с железнодорожной веткой. Затем к вагону подогнали буксир, который и должен был тащить его в электродепо. В пять минут четвертого на металлической сцепке между буксиром и вагоном мэр Казани Камиль Исхаков разбил бутылку шампанского – “заселение” метро подвижным составом началось.
Генеральный директор МУП “Казанский метрополитен” Асфан Галявов положительно оценил ход всей операции. “Волокуша” оказалась надежной и не повредила дорожное полотно, двигалась ровно. “Если бы в вагоне был установлен чайный сервиз, то он бы не разбился и чай не расплескался”, – заметил по этому поводу Асфан Галявов.
Таким же образом в электродепо доставят оставшиеся вагоны первого метропоезда и, возможно, второй поезд. А третий и последующие смогут прибыть на место работы своим ходом – по эстакаде, которая соединит железнодорожные пути и станцию метро “Ометьево”. Строительство 800-метровой эстакады планируется завершить к концу августа, сообщает “Татар-информ”.
Ввод в эксплуатацию казанского метро, конечно, разгрузит транспортные артерии города. Но не настолько, чтобы можно было ослабить внимание к состоянию дорог. Не случайно сейчас так широко развернута работа по их обновлению. Едва ли не ежедневно казанцев извещают о закрытии движения по большим и малым улицам. Где-то дорожники быстро справляются с задачей, и горожане вздыхают с облегчением. А где-то замена старого асфальта или строительство новой дороги задерживается, и мы недовольно ворчим…
Что поделаешь, в городе – не просто генеральная уборка, а масштабная реконструкция. На наших глазах меняется и его дорожная сеть. Там, где еще вчера мы ездили, проклиная колдобины, или вынуждены были двигаться со скоростью “волокуши”, уже завтра промчимся, как по лучшим европейским автобанам.