Казанский “Ту-334”: новая высота

Итак, Правительством Российской Федерации принято постановление об организации серийного производства самолета “Ту-334” и его модификаций на ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение им.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Итак, Правительством Российской Федерации принято постановление об организации серийного производства самолета “Ту-334” и его модификаций на ФГУП “Казанское авиационное производственное объединение им.С.П.Горбунова”. Закончилась эпопея с выбором места выпуска этого новейшего российского лайнера, длившаяся со времени его первого полета в феврале 1999 года. Для казанских авиастроителей началась горячая пора. Такой заказ – и большая честь, и огромная ответственность. А в любом деле, как известно, кадры решают все. Решающая же роль в подготовке авиационных специалистов принадлежит Казанскому государственному техническому университету имени А.Н.Туполева. О том, насколько этот вуз готов к решению новой масштабной задачи, журналист Игорь Котов беседует с ректором КГТУ (КАИ) Геннадием Дегтяревым.


– Геннадий Лукич, возможно, мой первый вопрос следовало задать генеральному директору КАПО господину Хайруллину, но все же, как мне кажется, заводы в последнее время низведены до уровня простых исполнителей, а широта взгляда должна быть присуща вузу просто по определению. Поэтому вопрос к вам – почему в качестве серийного производителя “Ту-334” была избрана именно Казань?


– Начну с того, что заводы всегда были исполнителями. Широкомасштабные планы развития отечественной авиации в советское время рождались в Министерстве авиастроительной промышленности СССР. В соответствии с ними строились гигантские моторостроительные и авиазаводы, возводились аэропорты, создавались авиационные учебные заведения всех уровней, от заводских ремесленных училищ до вузов, развивалась сеть НИИ и КБ.


По этим планам создавался и мощнейший авиастроительный комплекс в Казани, в состав которого вошел один из лучших авиазаводов – ныне КАПО им.Горбунова. Не зря же стратегический бомбардировщик “Ту-160”, и поныне входящий в триаду ядерных сил страны, делался именно в Казани. Что же касается выбора, то сделан он по присловью “жизнь заставила”. И не из симпатий к Казани, а, скорее, наоборот. Были попытки строить этот самолет в Киеве, в Таганроге и в подмосковных Луховицах. Причем в последнем случае уже и деньги были хорошие вложены. Но в конце концов убедились, что единственный завод в стране, на котором, по существу, сохранился полный технологический цикл, позволяющий построить самолет, – это КАПО.


А сохранился этот цикл благодаря производству самолета “Ту-214”, которое шло и идет с огромным трудом. Но все-таки идет, потому что в самые трудные времена заводу подставляло плечо Правительство Татарстана. Премьер-министр Рустам Нургалиевич Минниханов и сейчас проводит на заводе оперативные совещания. А когда вся страна переживала жесточайший спад, на средства республики для завода закупалось новейшее оборудование. Надо отдать должное мудрости и дальновидности нашего Президента Минтимера Шариповича Шаймиева. Сейчас вложения в завод дали зримый результат. Правительство России, по сути дела, было принуждено к передаче серийного производства “Ту-334” в Казань. Хотя, конечно, кооперации это не отменяет. Скажем, крыло хорошо бы делать в Киеве, а оперение – в Таганроге. Такого рода кооперация значительно бы ускорила и удешевила подготовку серийного производства.


– Настоящие самолеты в мире умеют делать только США, объединенная Европа и пока еще Россия. Такое умение, в сущности, является признаком национального суверенитета. Так выходит, что российский суверенитет будет коваться в Казани?


– Чтобы всуе не трепать и без того уже измученное слово “суверенитет”, давайте говорить о самодостаточности. А вот для экономической самодостаточности собственное производство авиалайнеров, действительно, очень важно. Экономические расчеты показывают, что наиболее выгодным для отечественных авиаперевозчиков является использование отечественных самолетов. Переоснащение же, скажем, западным “секонд-хэндом” только на первый взгляд кажется дешевым. Машины “второй свежести” будут разорять владельцев во время эксплуатации. А ведь совсем недавно существовала даже угроза полной ликвидации этой отрасли отечественного машиностроения. И, случись такое, вообще не было бы разговора о том, что более выгодно, а что – менее… Инженер кафедры аэрогидродинамики Фарид Губайдуллин убежден: без владения техникой испытаний ы аэродинамической трубе специалистам-самолетостроителям не обойтись


Конечно, нельзя забывать, что в отрасли этой работают сотни тысяч человек, а с учетом поставщиков материалов, комплектующих и оборудования – миллионы. Сейчас, после всех принятых решений, Казань становится едва ли не самым крупным центром отечественного авиастроения. При тех потребностях в самолетах “Ту-214” и “Ту-334”, которые имеются у авиаперевозчиков России и ее ближайшего окружения, завод должен получить мощнейший импульс к развитию. Казанский филиал ОКБ Туполева уже сейчас становится основной проектной организацией в системе “Ту”. Ну и, конечно, авиационный университет, как вершина системы подготовки специалистов для всего авиастроительного комплекса, не может стоять на месте.


– Я наших планов люблю громадье, но подготовка серийного производства “Ту-334” должна идти полным ходом уже сейчас, а людей за прошедшее лихолетье завод изрядно подрастерял. Так где же те специалисты, которые проведут эту подготовку в установленные Правительством России сжатые сроки?


– Я уже говорил, что технологический цикл на заводе удалось сохранить, то есть частично такие люди на заводе имеются. Но их, разумеется, недостаточно. И мы на днях провели совещание с руководством КАПО, на котором договорились о разработке программы целевой подготовки специалистов для завода.


Программа будет предусматривать подготовку кадров по компьютерному обеспечению всего жизненного цикла изделия. То есть людей, занимающихся созданием электронной модели проекта самолета, системы технологической подготовки его производства и эксплуатации – вплоть до утилизации. Для подготовки такого рода специалистов в последние годы у нас был создан первоклассный САПРовский учебный центр, прекрасно оснащенный техникой и программными средствами. Он не имеет аналогов в российских образовательных учреждениях. И, по сути дела, теоретически проблема создания виртуального самолета у нас решена. Вся информация о нем, включая конструкторскую, технологическую и нормативную документацию, существует в цифровом виде. Так что студенты, прошедшие обучение в этом центре, выходят от нас первоклассными специалистами по проектированию. Не случайно их с удовольствием берут в ОКБ “Туполев”, а они там с удовольствием работают.


Однако математическая модель самолета всех проблем не решает, и поэтому всегда останутся актуальными натурные испытания моделей новых летательных аппаратов в аэродинамической трубе. Мы располагаем двумя такими трубами: промышленной и учебной. Обе аттестованы и пригодны для решения как производственных, так и образовательных задач. И, разумеется, выпускаемые нами авиаконструкторы в деталях владеют техникой таких испытаний.


Подготовка же специалистов непосредственно для производства пока остается проблемой, и как раз здесь – основное направление нашей совместной работы с КАПО. Программой будет предусмотрено использование для этой цели главным образом студентов, уже имеющих среднее техническое образование. Будут набираться специальные группы молодых людей, окончивших авиационный техникум, имеющих солидную производственную подготовку. И по ускоренной программе мы их будем учить. В том числе и непосредственно на заводе, создав там соответствующие условия. Речь о так называемой дуальной подготовке, когда студенты учатся и одновременно работают.


Ну и, разумеется, программа будет носить комплексный характер и предусматривать подготовку специалистов всех авиационных специальностей: мотористов, прибористов, радистов, специалистов по системам управления летательными аппаратами, электромехаников да и просто эвээмщиков широкого профиля.


Люди, ответственные за разработку этой программы, определены как со стороны университета, так и со стороны завода, первые шаги уже сделаны.


– То есть, несмотря на сжатость сроков и сложность задач, возможность подготовки нужного количества специалистов имеется?


– Безусловно. Хотя некоторая тревога, конечно, есть. Дело все-таки предстоит сделать огромное по своей научной, технической и даже политической значимости. Но в будущее я смотрю с надеждой и оптимизмом. Перед Татарстаном поставлена настолько масштабная задача, что ее решение является делом чести всей республики. А со своей стороны я, как ректор авиационного образовательного учреждения, с уверенностью могу заявить, что свои задачи по подготовке специалистов высокого класса авиационный университет обязательно выполнит.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще