Страсти по приватизации подобны вспышкам на Солнце: то они, казалось бы, утихли, то активизируются такими выбросами мнений, оценок, прогнозов, что невольно начинаешь тревожиться за день завтрашний. Ретивые интерпретаторы нашумевшего дела “ЮКОСа” пугают новым наступлением государства на частную собственность. Не менее ретивые противники таковой требуют поделить все заново и по справедливости. Что же нас ждет на самом деле? Известно, что приватизация государственной собственности в республике близка к завершению. Приведет ли это к полному устранению государства от прямого участия в экономике или возможна обратная тенденция? Есть ли новые решения в управлении госимуществом?
Согласившись побеседовать на эту тему, министр земельных и имущественных отношений РТ Валерий Васильев сразу же оговорился, что не собирается комментировать ни крайние мнения, ни прогнозы-страшилки.
– Если говорить об участии государства в экономике, – заметил он, – то в развитых странах до 80-х годов прошлого столетия оно носило циклический характер: в периоды кризисов проводилась национализация предприятий, в периоды подъема – распродажа государственного имущества. В целом доля государственной собственности увеличивалась. Но в последние 20-25 лет наметилась тенденция снижения доли госсобственности.
Здесь две основные причины. Во-первых, на фоне динамичного изменения платежеспособного спроса, усиления потребности в гибком реагировании производства на рыночную ситуацию государственные предприятия оказались неспособными к оперативной структурной перестройке. Они, с одной стороны, не могли самостоятельно изменять свой профиль, диверсифицировать производство, а с другой – практически были исключены из конкурентной борьбы. Во-вторых, сказалась низкая эффективность госпредприятий, обусловленная спецификой их экономического положения и особенностями системы управления. Симптомы “неприспособляемости” к рынку наблюдаем и у российских государственных предприятий. Это послужило причиной радикального подхода к приватизации, в том числе и в нашей республике.
– Значит, если говорить о перспективе, государство может полностью отказаться от “производственной” собственности?
– Как показывает опыт тех же развитых стран, государственная собственность играет вполне определенную роль в обеспечении их экономической стабильности. Вопрос только в ее объеме и структуре. Она способствует национальной безопасности и функционированию важных с точки зрения экономики капиталоемких отраслей, требующих таких вложений, которые не под силу частному капиталу. Например, ни в одной стране, даже высокоразвитой, рынок не гарантирует свободного перелива капитала в аграрную сферу. Здесь нужна государственная поддержка.
Государственная собственность обеспечивает и функционирование некоммерческой социальной сферы – предоставление населению льготных услуг в области образования, здравоохранения, трудоустройства и т.д. Наконец она помогает сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них, являясь своеобразным амортизатором. Поэтому оптимальный состав государственного имущества должен определяться конкретными социально-экономическими условиями в каждой стране на данный момент времени.
Аналогичные принципы применимы и к России. Безусловно, такие капиталоемкие и жизненно важные отрасли, как оборонная, космическая и ряд других, должны оставаться под патронажем государства. В Татарстане мы будем исходить из норм федерального и республиканского законодательств, определяющих состав имущества, находящегося в госсобственности республики.
– И все-таки, много ли предприятий останется в Татарстане под патронажем государства?
– Немного. У нас не больше полутора десятков унитарных предприятий, которые обеспечивают осуществление органами государственной власти республики своих полномочий. Куда большее, я бы сказал, жизненно важное значение для республики имеет деятельность акционерных обществ, флагманов нашей промышленности – “Татнефти”, “Нижнекамскнефтехима”, КамАЗа и других. И в обозримом будущем органы власти Татарстана, используя предусмотренные законодательством механизмы, будут пристально отслеживать их финансово-хозяйственную деятельность, в том числе и для успешной реализации ряда республиканских программ. Причем не всегда для этого требуется прямое участие в уставных капиталах.
Там, где еще сохраняются госпакеты акций через институт госпредставительства, будет решаться задача повышения стоимости предприятия, роста чистых активов, обеспечения стабильной выплаты дивидендов. Кстати, в Восточной Германии в свое время было создано специальное мощное ведомство по управлению государственной собственностью, и его основной задачей являлось управление госдолями на смешанных предприятиях.
– В сфере жилищно-коммунального хозяйства остается еще немало государственной собственности. Какова ее дальнейшая судьба?
– Действительно, на сегодня это еще практически не вспаханное поле. Хотя уже определена стратегия приватизации отрасли и в отношении каждого предприятия принято управленческое решение. Взят курс на привлечение частной инициативы, инвестиций.
Но надо сказать, что акционирование предприятий ЖКХ, которое скоро произойдет, – это лишь промежуточная ступень к реальной приватизации, когда право собственности переходит к частнику в результате продажи пакета акций. И, учитывая большую социальную значимость отрасли, здесь мы должны быть предельно осторожны. Поэтому, по крайней мере на первом этапе, можем использовать проверенные мировой практикой формы взаимодействия государства с частным бизнесом. Например, передачу объектов в доверительное управление частным предпринимателям. Если частник успешно справится с поставленной перед ним задачей, то впоследствии получит право выкупа имущественного комплекса, что позволит снизить риски обеих сторон и преодолеть своего рода переходный период. А в ряде случаев доверительное управление имуществом может стать и основной формой.
– Валерий Павлович, реформирование земельных отношений – сегодня одно из центральных, ключевых направлений деятельности Правительства республики. Как предполагается распорядиться государственной земельной собственностью, в том числе сельхозугодьями?
– Вопрос приватизации и оборота земли, действительно, очень актуален: почти 84 процента республиканской собственности составляют именно земельные ресурсы. В целом государственных земель в Татарстане осталось довольно много – более половины общей площади. Но сюда входят и земли водного, лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Подавляющая часть земель промышленности также государственная – она сдается в аренду предприятиям или выкупается ими. Около трех четвертей земель поселений в республике потенциально муниципальные.
Что касается приватизации государственных земель сельскохозяйственного назначения, то в нашей республике она разрешена еще в 1998 году Земельным кодексом РТ. Сегодня уже 60 процентов сельхозземель находится в частной собственности, в основном у граждан. Процесс этот продолжается: поступают заявки на выкуп от предприятий, крестьянских фермерских хозяйств. Напомню, что приобрести земли этой категории можно только на открытых торгах, где покупателям ставится обязательное условие – сохранение целевого использования выкупаемых участков.
Однако в настоящее время массированной распродажи государственных сельхозземель не предполагается. Думаю, определенный консерватизм со стороны государства, так же, как и в жилищно-коммунальном секторе, здесь не помешает. Земли будут в основном передаваться в аренду. По истечении трех лет, определенных законом, арендатор может выкупить землю. Конечно, при условии, что будет должным образом ее использовать.
Другая часть земель, потенциально необходимых для государственных нужд, перейдет в Государственный резервный земельный фонд РТ. В его формировании активно участвует наше ведомство.
В перспективе же ведущей тенденцией на селе станет, на мой взгляд, формирование агропромышленных комплексов. И первые шаги в этом направлении уже сделаны такими крупными инвесторами, как “Красный Восток”, “Татарстан сэтэ”, “Татфондбанк”, “Кулон”, “Корус”, “Татнефть”. Приход солидных структур на село означает приток инвестиций, обеспечение людей работой, оживление производства.
А вообще, земельная политика в республике требует дальнейшей всесторонней, в том числе и научной, проработки с учетом зарубежного опыта, перспектив экономического развития Татарстана и России в целом.
– Как известно, в нынешнем году предстоит “муниципализация” республики. По какому принципу будет распределяться имущество между республикой и местными структурами?
– Действительно, пока “муниципализация” фактически затронула только Казань. Однако уже в этом году в соответствии с федеральным законодательством предстоит окончательно разграничить государственную собственность в республике на федеральную, муниципальную и собственность субъекта РФ.
Принципиальных сложностей здесь быть не должно, поскольку перечень имущества, которое должно находиться в собственности муниципальных образований, четко определен федеральным законодательством. Каждый уровень публичной власти получит то имущество, которое ему необходимо для выполнения своих функций. Первым этапом перераспределения является инвентаризация имущества и закрепление в собственности республики тех объектов, которые обеспечат выполнение функций республиканских органов. Во многом это уже сделано. Затем мы приступим к передаче оставшейся части имущества в федеральную и муниципальную собственность.
В результате разграничения имущества местные органы станут самостоятельно управлять подведомственной им собственностью. Но все же участия республиканских органов в таких процессах мы не исключаем. Взаимодействие с местными администрациями, методическое и правовое обеспечение их деятельности нужно перенести на муниципальный уровень. Методологическая и практическая работа должна быть связана с созданием в городах и районах республики специальных подразделений по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
– Какие еще направления работы с государственной собственностью представляются вам актуальными?
– Прежде всего хочу сказать, что в рыночных условиях управление объектами государственной собственности – это, конечно, важный, но все же вспомогательный механизм регулирования экономики. Огромное значение имеет создание государством благоприятного налогового и инвестиционного климата.
Безусловно, возможности такого регулирования на уровне республики, тем более отдельного ведомства, весьма ограничены. Но по ряду направлений можно вести конкретную и результативную работу. Например, Минземимущество РТ уже длительное время успешно взаимодействует с оценочными, аудиторскими, землеустроительными организациями, способствуя развитию конкурентной среды, повышению качества их работы. Информационная система по недвижимости Татарстана, разработанная нами, стала очень полезным ресурсом для всех участников рынка, в том числе и граждан. Эта система имеет значительный потенциал и, думаю, в ближайшее время получит дальнейшее развитие.