Как ни разнообразна структура отечественного транспорта, а ни водные, ни воздушные трассы, ни стальную колею не сравнить по интенсивности движения с автомобильным шоссе или улицей современного города. Здесь ежеминутно в разные стороны едут десятки автобусов, грузовиков, легковушек. Воспринимая это движение как неотъемлемую часть бытия, мы знаем, что оно подчинено определенным правилам, соблюдение которых обеспечивается и разметкой на дорогах, и светофорным хозяйством, и сотрудниками Госавтоинспекции. Между тем есть еще одна важная служба, без которой невозможен полный порядок на дорогах. О ее заботах мы беседуем с руководителем Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Борисом Смирновым.
– Борис Львович, еще недавно ваша служба называлась республиканским отделением Российской транспортной инспекции, а с 1 января 2005 года является региональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Догадываюсь, что такое переименование случилось не ради смены вывески. А в чем все-таки его суть?
– Расширилась зона нашей ответственности, возросли полномочия. Работая в составе Российской транспортной инспекции, мы в основном контролировали, как перевозчики соблюдают законодательство, регламентирующее их перевозочную деятельность. Теперь, помимо функций контроля, на нас возложен и надзор за соблюдением законодательства России в автотранспортном комплексе Татарстана. Внимательно отслеживаем, насколько законопослушны в этой сфере органы местного самоуправления, должностные лица, предприниматели, занятые перевозками пассажиров и грузов, другой связанной с ними деятельностью, участвуем в производстве по делам об административных правонарушениях.
– Вы работаете с перевозчиками разных форм собственности. Кто чаще допускает нарушения транспортного законодательства?
– Нарушений выявляем много, и львиная доля их приходится на индивидуальных предпринимателей. Причина тому – недостаток опыта. Ведь на рынке транспортных услуг они присутствуют, в лучшем случае, около четырех лет. В то же время количественно растут. В Казани, например, пассажирские перевозки по 155 автобусным маршрутам осуществляют 19 автопредприятий с парком чуть более 800 машин и более 260 индивидуальных предпринимателей с 1482 автобусами. Чувствуете разницу? За последними нужен особый пригляд. Ведь не секрет, что многие индивидуальные предприниматели в погоне за прибылью не особо задумываются над тем, что люди доверяют им свои жизни.
– Какие нарушения выявляете чаще всего?
– Первое, что хотелось бы отметить, – отсутствие расписания или графика движения, а это говорит лишь об одном: водители выпущены “на охоту” за пассажиром. Отсюда – рискованные гонки по улицам, отклонения от маршрута, нередко хамское отношение к пожилым и больным людям, к тем, кто пытается призвать к порядку водителя-лихача.
Далее. “Индивидуалы”, не желая вкладывать деньги в организацию перевозок, не контролируют, в каком режиме работают водители, проходят ли они медицинский контроль перед рейсом, наконец, каково техническое состояние самих автобусов, как выглядят их салоны.
– Борис Львович, наверное, не только мне приходилось убеждаться, что часто не соблюдаются нормы вместимости автобусов.
– Еще одно грубое нарушение! В ту же “Газель” можно сажать не более 13 пассажиров, а выявлялись случаи, когда в ней перевозилось до 23 человек… Все это – далеко не мелочи и может привести к весьма печальным последствиям, вплоть до увечий и даже гибели людей.
– А какая ответственность за нарушения предусмотрена законодательством – лишение лицензий, штрафы?
– Меры применяются разные. За прошлый год по направленным нашей службой в судебные органы материалам привлечено к административной ответственности более 1000 нарушителей, на них наложены штрафы в размере около двух миллионов рублей. За январь-май нынешнего года управление вынесло предупреждения 142 перевозчикам, в суд передано 425 дел, сумма административных штрафов, наложенных на нарушителей, составила 840 тысяч рублей.
Что касается аннулирования или приостановки действия лицензии, то это крайняя мера, и применяется она в случае выявления неоднократных грубых нарушений. В нынешнем году была приостановлена деятельность 50 перевозчиков.
– На какой срок?
– Законом предусмотрен срок до шести месяцев, пока не будут устранены нарушения. Наш опыт показывает, что нарушения, как правило, устраняются раньше, месяца за три. После этого может быть принято решение о возобновлении деятельности владельца лицензии. На практике мы так и поступаем.
– Казань, которая готовится к празднованию своего тысячелетия, острословы сравнивают с Афинами в дни Олимпиады: неудобств столько, что хоть из города уезжай.
– Как любая уважающая себя хозяйка, наша столица в преддверии столь грандиозного события, естественно, озабочена наведением порядка. Ремонтные работы на дорогах, повышенные требования к состоянию автопарка, транспортные пробки – все это, конечно, раздражает людей. Тут следует проявить терпение. И понимание того, что подготовка к празднику закончится, а отремонтированные дороги, приведенные в порядок такси и автобусы останутся, чтобы еще долго служить людям.
– А как бы вы охарактеризовали тенденцию развития автотранспорта в Казани и республике?
– Без сомнения, динамика тут положительная, если говорить о маршрутных автобусах и такси. Дефицита в транспортных услугах сейчас нет. А вот что касается их качества, безопасности, то здесь еще немало минусов. Администрациям городов нужно позаботиться об упорядочении маршрутной сети, так как в свое время маршруты открывались перевозчиками по принципу “кто успел – тот и съел”. Не случайно у населения, особенно коренных казанцев, помнящих отлаженную сеть маршрутов, сейчас путаница: на чем и куда можно доехать? И, конечно, люди должны иметь ясное представление, кто конкретно отвечает за перевозки по тому или иному маршруту и в целом по городу.
Нужно иметь в виду и то, что пассажиры все чаще высказывают нарекания по поводу состояния салонов тех же “маршруток”, поведения водителей, кондукторов. Некоторые остро реагируют даже на репертуар звучащей в автобусах музыки. Дескать, если водителю с кондуктором нравятся песни с уголовным душком или откровенной похабщиной, то пусть они слушают их у себя дома.
Кто-то может сказать, что это, мол, потребительские капризы. А меня такая тенденция радует. Пассажиры становятся требовательнее потому, что стали больше уважать себя. Думаю, недалеко то время, когда люди, не удовлетворенные качеством транспортных услуг, будут ходить не на поклон к бюрократам с просьбой наказать нерадивого перевозчика, а действовать, как во всем цивилизованном мире, – обращаться в суд и возмещать моральный ущерб.
– Казанцы с нетерпением ждут пуска первой очереди метрополитена. Как вы считаете, это разрешит транспортную проблему?
– В полном объеме, конечно, не разрешит. Но центр города и основные транспортные магистрали разгрузятся. Наверное, снизится потребность в нынешнем количестве маршрутных автобусов. Но не нужно забывать, что автомобилизация наших городов растет в геометрической прогрессии и без строительства кольцевых автодорог, мостов, транспортных развязок все равно в перспективе не обойтись.
Надежда ТИМЕРГАЛЕЕВА.