Станет ли мировой финансовый кризис серьезным препятствием для строительства в республике объектов Универсиады-2013, в частности дорог?
По мнению министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдуса Фасхутдинова, серьезных опасений на этот счет быть не должно. Безусловно, спад мировой экономики скажется и на нашей жизни. Однако Универсиада неумолимо приближается, а уж если взялся за гуж, то, как известно… Большую надежду татарстанские дорожники возлагают на финансовую поддержку федерального центра. Пока, к сожалению, средства еще не поступают — бюрократическая машина раскачивается куда медленнее, чем появляются наши желания. Однако основополагающие документы уже подписаны — есть соответствующий указ Президента России и постановление Правительства РФ. Распоряжения по линии отраслевого дорожно-транспортного ведомства Татарстана уже поступили в соответствующие федеральные агентства. Недавно в Татарстане побывала экспертная группа «Росавтодора», которая призвана оценить объекты Универсиады, определить их необходимость и приоритетность. Мы надеемся, что согласования скоро закончатся и в этом году финансирование будет открыто, сказал министр.
Понятно, строительство республиканских дорожных объектов сегодня ведется на средства татарстанской казны, однако федеральные вливания должны дать ощутимый толчок улучшению дорожной инфраструктуры республики. Всего же на дороги нынче предполагается потратить около восьми миллиардов рублей из республиканского бюджета, 3,5 — из федерального плюс 1,4 миллиарда федеральных субсидий.
Об этом, и не только, шел разговор на состоявшемся вчера заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, в котором участвовали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, прокурор республики Кафиль Амиров, начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов, а также руководители дорожных и транспортных организаций Татарстана.
Прошлый год транспортники и дорожники республики закончили с неплохими результатами — освоено около 14 миллиардов рублей на строительстве, реконструкции и ремонте республиканских транспортных артерий. Причем большая часть строительства велась с использованием новейших технологий. А вот с транспортом сложнее — снизились объемы и грузовых, и пассажирских перевозок, особенно воздушных.
Каким будет текущий год? Прогнозировать трудно. Но в планах значатся и новые дороги, и реконструкция воздушных ворот республики в виде трех аэропортов, и модернизация железнодорожной инфраструктуры, в том числе строительство вокзала на станции «Восстание», и организация интермодальных пассажирских перевозок от аэропорта «Казань». Все это необходимо республике как воздух в преддверии Универсиады. Часть работ уже начата, под них выделено финансирование.
Но есть и проблемы. Например, пока не удается начать реконструкцию международного аэропорта «Казань», о которой говорится уже не первый год. Инвестор — болгарский холдинг «Химимпорт» достаточно давно предложил свои услуги в разработке генерального плана, однако его никто пока не видел. Не создана и совместная компания «Татарстан-Авиа», которая должна объединить собственно аэропорт и авиакомпанию «Татарстан» и выступить заказчиком по реконструкции «Казани». А ведь для того чтобы успеть завершить эти работы к Универсиаде-2013, уже в нынешнем году необходимо приступить к проектированию первой очереди реконструкции, которая позволит довести пропускную способность аэропорта до 900 тысяч человек в год.
Как отметил в своем выступлении Рустам Минниханов, нужно, чтобы «Химимпорт» подтвердил свое намерение о сотрудничестве реальными шагами. И откладывать дело в долгий ящик нельзя, ведь уже сегодня аэропорт теряет клиентов. Решение нужно находить в самое ближайшее время.