Безопасность – это прежде всего контроль

Промышленная, энергетическая безопасность, строительный, экологический надзор, экологическое нормирование и лицензирование, многие другие направления контроля — таков диапазон деятельности Управления по технологическому и экологическому контролю Ростехнадзора по Республике Татарстан.

Промышленная, энергетическая безопасность, строительный, экологический надзор, экологическое нормирование и лицензирование, многие другие направления контроля — таков диапазон деятельности Управления по технологическому и экологическому контролю Ростехнадзора по Республике Татарстан. Завтра здесь впервые проводится совместное с территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии РФ совещание в режиме видеоконференции. Накануне мы встретились с руководителем Управления Ростехнадзора по РТ Борисом Петровым.

— Борис Германович, как можно оценить сегодняшнее состояние промышленной и экологической безопасности республики? Что делается вашей службой по ее повышению?

— Татарстан — один из индустриально развитых российских регионов. По количеству опасных производственных объектов и по находящимся у них в обороте опасным веществам республика входит в их первую пятерку. Оно и понятно, ведь и нефтедобыча, и химия с нефтехимией — это всегда потенциально опасные объекты, а они составляют основу нашей экономики. Не случайно очень большое внимание нами уделяется надзору за соблюдением требований по безопасности эксплуатаций данных производств. А это зависит как от квалификации работающих, так и надежности работы оборудования. Во всех этих направлениях приходится работать с поднадзорными нам предприятиями. А их только в промышленности около 3,5 тысячи, причем здесь эксплуатируются более 8,5 тысячи опасных объектов. И их количество за прошедший год увеличилось почти на 20 процентов. Рост, как видим, весьма существенный, поэтому Управление наряду с промышленным надзором ведет работу по регулированию негативного воздействия на окружающую среду. Нам даны полномочия по выдаче предприятиям разрешения на выбросы в атмосферу и установление лимитов образования отходов. С помощью этих инструментов мы призваны принуждать предприятия к сокращению выбросов и образования отходов. Хотя сегодня, хотим мы этого или нет, объем образующихся отходов на территории республики неуклонно возрастает. В то же время современные технологии и экологические рычаги заставляют «производителей» отходов искать пути не только их утилизации, но и использования. Так, за прошедший год в собственных технологических процессах предприятиями было использовано больше половины образовавшихся отходов, и только 18 процентов пошли на захоронение. Но и этот объем, причем только официально учтенный, очень велик. А сколько несанкционированных свалок еще имеется!

Должен заметить, что уровень аварийности на предприятиях за прошедший год был ниже, чем в 2007 году, а общая тенденция числа инцидентов по сравнению с 2005 годом на объектах энергетики сократилась в 3,5 раза, на объектах промышленности — в два раза.

— Что изменилось в надзорной деятельности за прошедший год и какие новшества нас ждут в году нынешнем?

— Произошло перераспределение полномочий. Экологический контроль полностью перешел к Росприроднадзору по РТ. Функции охраны недр отданы Татарнедрам. Нам переданы под надзор все гидротехнические сооружения, а это без малого 1153 новых объекта, в основном пруды и защитные сооружения на водных объектах, обеспечение нормальной эксплуатации которых требует больших вложений. К сожалению, они далеко не все имеют хозяев.

Кроме того, в конце прошлого года были приняты поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на сокращение количества проводимых проверок. Желание законодателей снизить административную нагрузку на предприятия понятно, но при этом нужно еще будет обеспечить необходимый уровень безопасности. И если мы до этого опасные производственные объекты проверяли не меньше одного-двух раз в год и количество выявляемых нарушений не уменьшалось, а даже имелась тенденция к его увеличению, то сейчас они будут проверяться, как и все, один раз в три года. Значит, нужно при этом повысить требовательность и качество работы инспекторов.

При этом необходимо учесть, что финансовый кризис не способствует обновлению оборудования, а значит, вероятность аварийности может возрасти. Поэтому в условиях ограниченных инвестиционных и финансовых возможностей предприятий приоритетным направлением становятся мероприятия по технической диагностике оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации. Это должно обеспечить своевременный вывод из эксплуатации аварийного оборудования и продлить работоспособность того, где можно провести ремонт и модернизацию. Хотя… этим увлекаться тоже нельзя. Ведь при всех инновационных программах в республике количество оборудования, отработавшего эксплуатационный срок, остается большим. Достаточно сказать, что 75 процентов трубопроводов пара и горячей воды в коммунальной сфере отработали свой ресурс. Такая же ситуация с трубопроводами на объектах химии. Несмотря на существенные инвестиции в строительный комплекс, доля грузоподъемного оборудования с истекшим эксплуатационным ресурсом достигает здесь почти 80 процентов.

— Кризис кризисом, но в 2013 году в Казани пройдет Всемирная Универсиада. Что, с позиций вашего ведомства, предстоит сделать в рамках подготовки к ней?

— В начале нашего разговора мы вели речь о промышленной и экологической нагрузке, характерной для республики. Добавлю к этому, что четверть всех объектов промышленности и энергетики, поднадзорных нам, приходится на столицу. Причем если выбросы промышленных предприятий имеют тенденцию к снижению, то за счет резкого увеличения количества автотранспорта объем вредных выбросов увеличился в 2007 году почти на 20 процентов, а за прошедший год — еще на двадцать. При таких темпах роста транспорта и состояния дорог перспектива улучшения качества воздуха в Казани нерадужная. Поэтому реализуемая городом программа строительства транспортных развязок, переходов, расширения магистралей решает и транспортную, и экологическую проблемы.

Наверное, стоит подумать и о переводе ряда объектов, использующих аммиак и хлор, на альтернативные заменители. Это существенно снизит потенциальную опасность не только аварий, но и возможных последствий.

Генеральным планом предусмотрен вынос ряда промышленных объектов за пределы города. Это тоже дает свой положительный эффект. По сути, мероприятия, предшествующие Универсиаде, должны улучшить экологическую обстановку в столице и снизить техногенную нагрузку. И здесь мы не сторонние наблюдатели, а активные участники решения этих вопросов, ведь, кроме того, строительство ряда уникальных объектов Универсиады будет под нашим жестким контролем.

Александр НИКОЛАЕВ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще