“Идея” была первой…

Около четырех тысяч рабочих мест и 117 компаний создали за последние пять лет в инновационно-производственном технопарке “Идея”.

Автор статьи: Надил ГИМАДЕТДИНОВ

Около четырех тысяч рабочих мест и 117 компаний создали за последние пять лет в инновационно-производственном технопарке “Идея”.

В среду здесь побывал первый заместитель Премьер-министра Равиль Муратов. Ему презентовали технологию и результаты взаимодействия местных резидентов с вузами и научно-исследовательскими институтами.

История первого инновационного детища республики началась с рядового по нынешним меркам бизнес-инкубатора. На его создание в 2004 году республиканский бюджет выделил около миллиарда рублей, которые должны окупиться уже к 2012 году. У зарубежных аналогов “Идеи” этот срок составляет от 10 до 15 лет.
Со временем технопарк разросся (он занимает 30 тысяч квадратных метров в центре Казани) и стал своеобразной федеральной учебной площадкой. Он стимулировал формирование в Татарстане и других таких же центров. В частности, в Набережных Челнах и Лениногорске.

На территории “Идеи” размещены как якорные резиденты (их здесь шесть), так и начинающие инновационные предприятия. Первые льготами не пользуются, обеспечивают частными инвестициями местную инфраструктуру и, помимо новых технологий, создают дополнительные рабочие места. Только компания GE Money Bank уже набрала из числа выпускников вузов республики 136 сотрудников. Ожидается, что в скором времени ее штат вырастет до 500-600 человек.

Для малых компаний-резидентов площадки полагаются существенные скидки. Бизнес-инкубатор предоставляет проектантам оборудованное рабочее место, телефон, оргтехнику, выход в Интернет, услуги по делопроизводству, секретарские и многое другое. Также в течение года начинающие предприниматели могут бесплатно пользоваться консалтинговыми и маркетинговыми услугами.

– Офисные центры ищут для себя клиентов “на улице”, а мы выращиваем их самостоятельно, – рассказывает генеральный директор инновационно-производственного технопарка Сергей Юшко. – Если за год творческий коллектив не предоставляет нам свои разработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации, мы прощаемся с ним. Но, как правило, этого срока вполне достаточно для того, чтобы доказать жизнеспособность проекта.

Зарекомендовавших себя перемещают в инновационно-технологический центр, где с ними, хотя и на льготных условиях, заключают арендные соглашения. Это своеобразный тренажерный зал, который позволяет компаниям “нарастить мышечную массу” и постепенно адаптироваться к рыночным отношениям.

За пять лет в технопарк за помощью обратились более 1200 частных лиц и творческих коллективов. В результате появилось более 100 новых компаний, свыше 1100 заявок участвовали в конкурсах, программах и венчурных ярмарках. 24 предложения еще находятся в разработке.

Сегодня на территории “Идеи” – 89 компаний. В их числе 77 предприятий малого бизнеса. Как считает Сергей Юшко, будущее технопарка связано с созданием здесь центра коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием. Два таких объекта на территории технопарка уже появились.

Один из них – это центр LEGO – конструирования и робототехники, ориентированный на школьников и студентов близлежащих учебных заведений. Здесь ученики имеют возможность не только узнать о современной технике, но и своими руками разрабатывать, строить и программировать модели роботов. Закрывается учебная программа региональной олимпиадой роботов в Казани, победители которой поедут на всероссийские соревнования.

Еще одним новым продуктом “Идеи” является лазерный центр, созданный в начале этого года. Основные направления его деятельности – продажа лазеров для промышленности, ювелирных предприятий и рекламных фирм.

Вполне реальная вещь – вступление технопарка “Идея” в Еропейскую сеть бизнес-инкубаторов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще