Сколько в Казани брошенных авто, точно не знает никто. По оценкам некоторых специалистов, сегодня во дворах, городских лесопарковых зонах и просто на окраинах ржавеют около 5 тысяч бренных останков отслуживших свой век “железных коней”. Вам такие наверняка приходилось видеть – в редком дворе не стоит разобранный, разломанный, без номеров, “без окон без дверей”, отслуживший свой срок автохлам. Часто он становится излюбленным местом игр местной ребятни, еще чаще в нем организуют импровизированные мусорные контейнеры.
На Западе проблема старых авто тоже существует. В Германии, например, в год непригодными к употреблению признают более 400 тысяч автомобилей. Только они не украшают своим видом немецкие автобаны и чистенькие дворики – их утилизируют. В Швейцарии, по данным газеты “Труд”, из почти миллиона тонн выплавляемой в год стали (в этой стране – только “передельная” металлургия, вывоз металлолома за границу законодательно запрещен) без малого пятая часть получена из бывшего автохлама. А у нас это в прошлом движимое имущество просто ржавеет и отравляет окружающую среду…
Задача участкового – уговорить
Брошенные машины – далеко не новая проблема российских городов, в том числе и татарстанских. Несмотря на то, что много лет эту тему продолжают муссировать, она по-прежнему актуальна. Более того, становится все более болезненной. Автомобильный бум захватил республику, и последние десять лет число частных и государственных “железных коней” растет в арифметической прогрессии. По данным ГИБДД республики, каждый год “автостадо” Татарстана пополняется 20-25 тысячами новых и не очень новых машин, и добрая половина из них “базируется” именно в Казани. Но ведь автомобиль, как все в этом мире, имеет обыкновение стареть и приходить в негодность. И тогда ему один путь – на свалку. Но законных-то автосвалок нет! Вот и получается, что в автокладбища превращаются пустыри, дворы жилых домов и окружающие города лесопосадки. Года через два-три, когда окончательно состарится огромное число купленных десять-пятнадцать лет назад автомобилей, проблема грозит перерасти в настоящую катастрофу – в ржавых останках машин города просто утонут.
В общем, избавиться от автосвалки под окном пока невозможно. Причем головную боль жилищно-коммунальным службам доставляют прежде всего владельцы частных машин. В транспортных предприятиях порядка в этом отношении больше – они обязаны, а потому вынуждены утилизировать свой пришедший в негодность автопарк.
Как известно, за порядок и чистоту в столице Татарстана отвечает департамент текущего содержания и благоустройства Казани. По словам начальника отдела экологии департамента Светланы Галеевой, без внимания брошенные авто не остаются. Но дело в том, что даже разбитые-раскуроченные, без колес и ржавые насквозь, эти железки – чья-то собственность. И покушаться на нее закон не позволяет. Неприятности могут возникнуть еще при транспортировке такой “машины” на свалку – любой гаишник может потребовать документы на нее, а за неимением оных обвинить “эвакуатора” в краже. Так что выход один: участковый уполномоченный, заметив в своих владениях разбитую машину, должен найти ее владельца и обязать последнего утилизировать свою “недвижимость”. Если на авто сохранились номерные знаки или хотя бы номера основных частей – кузова, двигателя, выявить хозяина машины несложно – эти данные есть в базе ГИБДД. А вот убедить убрать машину куда сложнее. Дело в том, что согласно правилам средство передвижения подлежит насильственной эвакуации только в случае, если мешает проезду других транспортных средств или оставлено там, где запрещена парковка автомобилей. Все. Ни о каких эстетических соображениях здесь, увы, не сказано. Так что из рычагов воздействия на Плюшкина, которому машина и не служит давно, и выбросить ее жалко, у участкового – разве что воззвания к совести.
Кстати, многие искушенные автовладельцы, решившие избавиться от ненужного кузова машины, просто вырезают кусочек жести, на которой выдавлен заводской номер, занесенный в базу ГИБДД. И тогда найти хозяина “подкидыша” вообще невозможно. Транспортировкой “ничейных” кузовов на утилизацию занимаются службы при администрациях районов. И судя по тому, сколько валяется в жилой зоне ржавых останков автомобилей, относятся к этому не слишком добросовестно.
Похороны машины – за свой счет
Практически во всех цивилизованных странах владелец автомобиля, ставшего “недвижимостью”, обязан сам (или за свой счет) доставить его на автосвалку и даже заплатить за утилизацию. Иначе – крупный штраф. А в Японии, например, вам не позволят купить новый автомобиль до тех пор, пока вы не предъявите справку об утилизации старого… У нас пока все иначе.
Но представим, что у владельца автоутиля проснулась-таки совесть и он решил избавить двор от такого “украшения”. Официальных автосвалок, куда можно притащить и бросить ненужную уже железяку, как мы уже выяснили, в Казани нет.
Для начала остатки машины нужно разобрать на две кучи: железо – в одну сторону (его можно в металлолом сдать), пластмассовые части и обшивку сидений – в мусорный контейнер. Шины – отдельно. Затем придется заказать транспорт для доставки металла во “Втормет” – свой эвакуатор предприятие предоставит вам только в том случае, если вы готовы сдать не менее двух тонн.
Тонна металлолома стоит 600-1000 рублей. Но где вы видели кузов легковушки весом в тонну? В “окушечном”, например, всего 250 кило. Вот 250 рублей и получите. А за доставку кузова, к примеру, из Дербышек до улицы Фрезерной, где расположен “Втормет”, с вас меньше тысячи “деревянных” не возьмут. Так что даже сдав еще и все металлические причиндалы машины вроде двигателя, валов и т.п., транспортировку вы не окупите.
А вот за утилизацию резиновых покрышек придется уплатить. Как нам пояснили на предприятии “Татвториндустрия”, где принимают отслужившую свой век “автообувку”, за тонну резины нужно выложить полторы тысячи рублей. Конечно, в пересчете на четыре покрышки совсем копейки получаются, но даже их выкладывать из собственного кармана охотников немного.
Если не хочется заниматься “расчленением” авто, на “Втормете” у вас готовы купить хлам в комплекте, но в этом случае вы получите на двадцать процентов меньше стоимости общего веса машины.
Кстати, документы на машину взять не забудьте, иначе ее не примут.
Не готовы татарстанские автовладельцы (а ведь в основном хозяева брошенных машин – пенсионеры) к таким финансовым взаимоотношениям при решении проблемы похорон “боевого друга”…
Клондайк по-казански
Один из несомненных плюсов официально узаконенных автосвалок в том, что с их помощью можно существенно снизить… число угонов и краж автомобилей.
“Куплю авто такой-то марки на запчасти…”, “Продаю б/у детали к иномаркам” – подобные объявления можно увидеть в газетах, “бегущей строке” на каналах телевидения, в гаражных комплексах и просто расклеенными на придорожных столбах. А уж на любом авторынке подержанные автодетали представлены в богатейшем ассортименте. И далеко не всегда продавец такого товара – незадачливый владелец, распродающий собственное побитое авто по частям. Ну, судите сами. В любой машине рулевых тяг – две, а на прилавке их – несколько десятков. Вывод напрашивается однозначный – скорее всего, с ворованных и разобранных авто эти “запчасти”… Количество автокраж и автоугонов в стране увеличивается. Большинство украденных автомобилей полностью разбирается в укромном местечке, после чего запчасти свободно продаются и на рынках.
Казалось бы, в мире давно изобрели способ упорядочить торговлю подержанными автозапчастями. Несколько узаконенных свалок, где будут скупать автотранспорт по комиссионной цене, разбирать его, а запчасти продавать, помогли бы во многом решить проблему и в Казани. При хорошо поставленном учете поступивших автомобилей и проданных деталей и запрещении свободной торговли подержанными автодеталями на рынке жуликам придется “сушить весла”…
Но главное-то – эстетическую сторону дела забывать не стоит. На носу тысячелетие Казани, и будет очень стыдно, когда на подъездах к городу первыми гостей будут встречать ржавые скелеты брошенных автомобилей…
В Южно-Сахалинске власти недавно обратились к жителям с настоятельной просьбой: не топить в реках автомобили, отслужившие свой срок. Там эта проблема приобрела катастрофический характер: в последние годы на остров завезли уйму японского автомобильного старья, которое теперь некому и некуда выбрасывать. Сахалинская столица уже окружена кольцом “диких” автосвалок, а иные островитяне начали просто топить в городских реках своих “японок”.