Поистине, всемирный экономический кризис стал главной темой текущего момента. Вот и на прошедшей в понедельник итоговой коллегии Министерства образования и науки все выступающие так или иначе затрагивали эту болезненную проблему — как выживать отрасли в новых непростых условиях?
Экономия и еще раз экономия
Еще до начала коллегии журналисты, окружившие министра образования и науки Наиля Валеева в фойе Академии наук, поинтересовались, а не грядет ли в связи с кризисом сокращение учительских кадров? Министр был оптимистичен:
— Какое бы время ни было, дети все равно рождаются, и их надо учить и воспитывать. Поэтому недопустимо сокращать учителей и воспитателей детских садов. Об этом говорили и руководители республики на антикризисном комитете, и мы должны во что бы то ни стало добиться, чтобы так оно и было.
Позже определенную ноту оптимизма также внес в обсуждение судьбы учителей, как, впрочем, и других представителей бюджетной сферы, принимавший участие в коллегии Премьер-министр Рустам Минниханов. Он пообещал педагогам, что кризис не отразится на своевременности зарплат и различных социальных выплат. Более того, сообщил он, в консолидированном бюджете республики образование — самая затратная статья расходов, она составляет 30 миллиардов рублей. А с 1 января предусмотрено увеличение фонда оплаты труда.
Тем не менее экономить нашему образованию, и так не слишком богатому, все же придется. Основные статьи экономии подсказал подчиненным министр в своем отчетном докладе. Так, педагогам, по мнению Наиля Валева, стоит строже отнестись к расходованию электро- и тепло-энергии и воды. Еще одна возможность сберечь государственные средства — уменьшить призовой фонд различных праздничных мероприятий. А некоторые из этих мероприятий — многочисленные заседания-совещания — вообще имеет смысл перевести в режим видео- и селекторной связи, чтобы не тратиться на разъезды.
Пусть меня научат
Но, как ни парадоксально это может прозвучать, образование во время кризиса может даже выиграть по сравнению с остальными отраслями.
— В этот период образование поможет занять людей, переподготовив их по наиболее востребованным специальностям, — отметил в своем выступлении ректор КГТУ-КАИ Юрий Гортышов. — Мы, например, готовы на двести мест увеличить прием студентов по наиболее востребованным специальностям. Также готовы вести переподготовку специалистов для республиканских предприятий.
Кстати, по словам министра труда, занятости и социальной защиты Айрата Шафигуллина, согласно прогнозу его ведомства в 2009 году пройдут переобучение 11 тысяч безработных татарстанцев — это при том, что в среднем в последние годы переобучали не больше четырех тысяч человек.
Эту мысль затем развил и Рустам Минниханов:
— Мы в последнее время много говорили о том, что не хватает рабочих рук, особенно в машиностроении. Но сегодня эта отрасль оказалась в самом тяжелом положении. Никто не ожидал, что специалисты там окажутся невостребованными. А ведь кроме этого, ряды безработных может пополнить молодежь, которая будет выпускаться из профучилищ, техникумов или оканчивать вузовский бакалавриат в 2009 году. Поэтому нужен комплекс соответствующих мер. Бакалавров надо направлять учиться в магистратуру, для выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений предусмотреть дальнейшее обучение в вузах — в том числе и по сокращенной программе. Конечно, после кризиса рабочие кадры снова будут востребованы, но пока надо занять молодежь. Пусть учится!
На компьютеры и стажировку денег не жалко
Кризис кризисом, а стоять на месте образованию нельзя, надо развиваться. Ведь от этого зависит будущее наших детей, а значит, и страны в целом. А развитие, как известно, все же требует определенных финансовых вливаний…
— Мы оборудовали все школы компьютерами и подключили Интернет, — говорит Николай Никифоров, директор Центра информационных технологий РТ. — Но большая часть компьютеров, установленных в 2001-2002 годах, морально устарела. А информационные технологии постоянно совершенствуются. Требуется около 170 миллионов рублей на решение текущих проблем, связанных с оснащением классов компьютерными технологиями, и примерно 40-50 миллионов — на ежегодное постоянное обновление.
— Бюджеты развития той или иной отрасли мы будем рассматривать в третьем-четвертом квартале, прошу отнестись к этому с пониманием, — заметил на это Рустам Минниханов. — Но, конечно, модернизация нужна. Тем более что у нас есть школы, которые в этом плане совсем неприглядно выглядят. Так что пятьдесят миллионов мы на эти цели изыщем.
Позже Премьер-министр сообщил участникам коллегии, что будет продолжена, несмотря ни на что, и республиканская программа грантов для стажировки студентов, молодых ученых и специалистов в лучших российских и зарубежных учебных центрах.
— Нам важно сохранить приоритеты активно обучающегося региона, готовить конкурентоспособных специалистов, способных привести республику к качественному прорыву, — объяснил он позицию руководства республики.
Мужчины, в школу — шагом марш!
Начальник Нижнекамского управления образования Равис Шакиров напомнил собравшимся об одной из актуальнейших проблем сегодняшнего образования:
— У нас в районе больше двух тысяч учителей, из них только около двухсот — мужчины. Этот вопрос надо бы рассмотреть на государственном уровне. Ведь у нас двадцать девять процентов семей с детьми — это семьи с матерями-одиночками!
— Так что конкретно мы должны рассмотреть? — уточнил под смех зала Рустам Минниханов. Но оказалось, что про матерей-одиночек Шакиров упомянул не в укор властям, а только чтобы подчеркнуть, что многие наши дети получают исключительно женское воспитание, и в такой ситуации вопрос наличия в школе мужчин становится во много раз актуальнее. К тому же, как выяснилось, у главного нижнекамского педагога имеется вполне конструктивное предложение. В связи с реформой армии высвобождается много офицеров — почему бы их не направлять работать в школу?
— Между прочим, мы это уже обсуждали, — оживился Премьер-министр. — Действительно, уходят в отставку высококвалифицированные специалисты с высшим образованием. Надо проработать с Министерством обороны этот вопрос и продумать, как можно привлечь их в образовательную сферу.
Кто ищет, тот найдет?
Руководство республики, отметил Рустам Минниханов, всегда поддерживало все направления деятельности Министерства образования и науки. И сейчас, в период кризиса, готово поддержать — в том числе и финансово. Но при этом каждое образовательное учреждение должно иметь свою антикризисную программу.
— Возможно, даже часть дополнительных доходов придется пускать пока не на развитие, а на текущие нужды, — заметил он. Но тут же напомнил: дополнительные доходы нельзя искать в родительских карманах!
— Проблема поборов в образовательных учреждениях по-прежнему актуальна, она дискредитирует и власть, и систему образования. Тут министерству надо занять жесткую позицию!
Где же брать деньги? Надо, отметил Премьер-министр, активнее включаться в различные федеральные проекты, предполагающие дополнительное финансирование. А высшей школе стоит наконец вплотную заняться вопросами экспорта образовательных услуг — создавать условия для привлечения иностранных студентов.
Вот только, к сожалению, ряд федеральных программ, связанных с нацпроектом «Образование», в 2009 году заканчивается. Не будут больше получать по миллиону лучшие школы, прекратится федеральное финансирование поставок учебно-наглядного оборудования и школьных автобусов. Так что большого оптимизма у педагогов наступивший год, судя по лицам выходивших из зала участников коллегии, все же не вызывает.