Интересы людей на весах муниципальной реформы

С 1 января 2006 года Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вступит в полную силу.

Автор статьи: Шамиль АБДЮШЕВ

С 1 января 2006 года Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вступит в полную силу. Уже сделаны первые шаги по пути реформирования местного самоуправления, к примеру, определены статус и границы муниципальных образований. Но и вопросов остается немало. Ответить на некоторые из них мы предложили заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Альберту Салихову.


Заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Альберт Салихов– Альберт Ильдусович, хотя подготовка к муниципальной реформе идет полным ходом, иногда звучат мнения о принципиальной неготовности России к местному самоуправлению. При этом ссылаются на слабость и неразвитость гражданского общества.


– Меня такие заявления не удивляют. Да, действительно, гражданское общество в России слабо и неразвито. Люди привыкли, что многое решается за них и, к сожалению, не всегда для них. Отсюда иждивенческие настроения. Правда и то, что не хватает механизмов для развития гражданской активности. Но как же не видеть, что местное самоуправление – один из таких механизмов? Власть, максимально приближенная к людям, их нуждам и потребностям, – может ли быть лучшим условие для выражения гражданской позиции и для того, чтобы мнение каждого было услышано? По-моему, тут прямая зависимость: чем более развито местное самоуправление, тем сильнее гражданское общество. Ведь местное самоуправление, и об этом свидетельствует мировой опыт, – это ресурс развития территорий, уход от иждивенчества. Оно позволяет точно знать, кто и за что отвечает. Вот такая диалектика.


– До наступления 2006 года осталось восемь месяцев. Как, на ваш взгляд, успеваем подготовиться к полному вступлению в действие закона о местном самоуправлении?


– Пока что мы прошли только первый этап, который завершился 1 марта этого года. К этой дате практически во всех регионах утверждены территории и границы муниципальных образований. В целом по России их оказалось около 24,5 тысячи (хотя аналитики предсказывали, что будет в полтора раза больше).


Второй этап – выборы в органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, они пройдут осенью. Третий – завершающая подготовка к вступлению в действие федерального закона в полном объеме. То есть материально-техническое и кадровое обеспечение, согласование межбюджетных отношений и тому подобное.


Успеваем ли? Оценить средний темп по России трудно, тут нужно смотреть по регионам. Где-то все идет по “графику”, где-то отстают и требуются дополнительные усилия, чтобы наверстать упущенное.


Например, в Ставрополье и Новосибирской области реформа в качестве пилотного проекта началась на год раньше, с 1 января нынешнего года. Я только что вернулся из Кисловодска, где состоялось выездное заседание нашего комитета, в котором принял участие полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.


– Наверное, высветились “узкие места”?


– Конечно. Тем более что, как вы знаете, Дмитрий Козак – один из главных идеологов и разработчиков закона о местном самоуправлении. На заседании было решено обратить особое внимание на несколько моментов. Во-первых, на Земельный кодекс, принятый всего три года назад и очень плохо сопрягающийся с муниципальной реформой. Во-вторых, на вопросы разграничения муниципальной, региональной и федеральной собственности. В-третьих, на межбюджетные отношения.


– Как на этом фоне выглядит Татарстан?


– Я бы сказал, наша республика укладывается в сроки. Вначале была небольшая заминка с формированием территорий, теперь все утряслось. В полном соответствии с федеральным законом в Татарстане образовано девятьсот пятьдесят поселений, два городских округа, двенадцать городских поселений и одно сельское, сорок три муниципальных района. На сентябрь назначены выборы, после чего у вновь избранных депутатов и глав органов местного самоуправления останется еще три месяца для решения организационных вопросов.


У меня нет никаких сомнений в том, что Татарстан успешно завершит муниципальную реформу. Наша республика входит в первую пятерку российских регионов по уровню социально-экономического развития. У нас есть и благоприятные финансово-экономические возможности, и высокий кадровый потенциал, и развитые человеческие ресурсы.Жизнь сейчас пошла такая, что гражданам все чаще самим приходится решать вопросы своего бытия


Кроме того, гарантия успеха – в огромном внимании, которое уделяет муниципальной реформе руководство республики. Как заявил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем программном выступлении 25 марта, “жизнь полностью подтвердила обоснованность наших подходов к организации местной власти. В отличие от многих регионов мы не только сохранили оптимальную степень управляемости, но и, реформируя экономику и социальную сферу, заложили материально-финансовые основы для необходимого разграничения полномочий между государственными органами и структурами местного самоуправления”. И далее Минтимер Шарипович подчеркнул, что такие реформы проходят раз в сто лет, поэтому проводить их надо в высшей степени осмотрительно и ответственно.


– И все же рядовые граждане озабочены: раз реформа, рассуждают они, значит, проблемы. Коль проблемы – как бы хуже не стало.


– Должно быть лучше. В конце концов эта реформа проводится ради людей.


Сегодня в Российской Федерации местная власть в хаотичном состоянии. В одних регионах органы местного самоуправления избирались на уровне районов, в других – районные органы власти и управления считались органами государственной власти, в третьих – избирались районные и поселенческие органы местного самоуправления. Фактически существовало семь вариантов организации органов местного самоуправления. Можно ли в подобных условиях эффективно разграничить полномочия и обеспечить их исполнение финансовыми средствами? Как при такой “разноголосице” организовать взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления? А ведь без этого невозможно исполнять обязательства государства перед гражданами. Как видите, муниципальная реформа напрямую связана с интересами людей.


– Озабоченность вызывает и большое количество одновременно проводимых реформ. Мы едва приступили к монетизации льгот и реформе ЖКХ, как тотчас начинается муниципальная реформа. А на пороге уже маячат реформы образования и здравоохранения. Не случайно вице-премьер федерального Правительства Александр Жуков то ли в шутку, то ли всерьез предложил заменить слово “реформа” словом “преобразование”, чтобы, как он выразился, “не пугать народ”.


– Модернизация сферы ЖКХ или системы здравоохранения кажется людям более важной, чем муниципальная реформа. На самом деле последняя важнее других. Вдумайтесь: где, на каком уровне реформируются жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение? Ответ очевиден – на местном. А из чего исходят рядовые граждане, когда оценивают ситуацию в стране? Опять же – из обстановки на местах. Вот почему муниципальная реформа – базовая. От ее успешной реализации будет зависеть эффективность всех других реформ.


– Не повлечет ли муниципальная реформа рост чиновничества?


– Не должна. Прежде всего в тех территориальных единицах, например в сельсоветах, волостях, сельских округах, которые по Федеральному закону №131 “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации” получают право на самоуправление, и сейчас существуют управленческие должности – только не выборные. А при общем возрастании числа местных депутатов большинство их будет работать не на постоянной основе.


Вообще-то, проблема не в количестве муниципальных образований и не в числе должностей. Проблема – в качестве. Вопрос в том, насколько муниципальные кадры будут подготовлены к работе в рамках нового закона. Не случайно недавно Совет законодателей России обратил внимание именно на подготовку муниципальных кадров. Выступая на заседании совета, председатель нашего комитета Владимир Мокрый подчеркнул: “Вопрос этот политический. Сегодня губернаторы должны, как первоклашек, учить муниципалов в новых муниципальных образованиях, поскольку нет ни умения, ни специалистов”.


– Альберт Ильдусович, к настоящему моменту есть определенная ясность в вопросах распределения налоговой базы между уровнями власти. Однако вопросы перераспределения средств, финансовой помощи муниципальным образованиям, не являющимся самодостаточными, пока в стадии обсуждения. Самое главное, управленцы на местах еще не полностью уяснили, как работать с бюджетом в рамках законодательства, которое вступит в силу с 2006 года.


– В нашем комитете уверены, что эти проблемы вполне решаемы. Например, можно предоставить регионам возможность своими законами формировать первые бюджеты новых муниципалитетов.


В то же время федеральное Правительство должно принять срочные меры, чтобы ответить на вопросы, связанные с новой бюджетной классификацией. Как проводить учет налоговых поступлений в местные бюджеты? Как собирать и обрабатывать статистические данные муниципального уровня, без которых совершенно невозможно справедливое и прозрачное распределение средств? Как составлять бюджетную отчетность? Тут Правительству есть над чем поработать.


– Закон о местном самоуправлении достаточно сложный. Субъекты Федерации вносят в Государственную Думу немало законодательных инициатив по его “доводке”. Есть ли вероятность, что они будут реализованы?


– Разумеется, такая вероятность есть, и очень высокая. За примерами далеко ходить не надо. Так, 8 апреля Дума приняла поправку, предложенную Госсоветом Татарстана и поддержанную большинством законодательных собраний субъектов Федерации. Поправка определяет порядок выборов глав муниципальных образований в переходный период, уже утвержденный республиканским парламентом. По выражению Минтимера Шаймиева, это поможет “мягкому” вхождению в реформу местного самоуправления. А ведь это как раз то, к чему мы все стремимся.


Ирина ЧУПИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще