С 1 января 2006 года Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вступит в полную силу. Уже сделаны первые шаги по пути реформирования местного самоуправления, к примеру, определены статус и границы муниципальных образований. Но и вопросов остается немало. Ответить на некоторые из них мы предложили заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Альберту Салихову.
– Альберт Ильдусович, хотя подготовка к муниципальной реформе идет полным ходом, иногда звучат мнения о принципиальной неготовности России к местному самоуправлению. При этом ссылаются на слабость и неразвитость гражданского общества.
– Меня такие заявления не удивляют. Да, действительно, гражданское общество в России слабо и неразвито. Люди привыкли, что многое решается за них и, к сожалению, не всегда для них. Отсюда иждивенческие настроения. Правда и то, что не хватает механизмов для развития гражданской активности. Но как же не видеть, что местное самоуправление – один из таких механизмов? Власть, максимально приближенная к людям, их нуждам и потребностям, – может ли быть лучшим условие для выражения гражданской позиции и для того, чтобы мнение каждого было услышано? По-моему, тут прямая зависимость: чем более развито местное самоуправление, тем сильнее гражданское общество. Ведь местное самоуправление, и об этом свидетельствует мировой опыт, – это ресурс развития территорий, уход от иждивенчества. Оно позволяет точно знать, кто и за что отвечает. Вот такая диалектика.
– До наступления 2006 года осталось восемь месяцев. Как, на ваш взгляд, успеваем подготовиться к полному вступлению в действие закона о местном самоуправлении?
– Пока что мы прошли только первый этап, который завершился 1 марта этого года. К этой дате практически во всех регионах утверждены территории и границы муниципальных образований. В целом по России их оказалось около 24,5 тысячи (хотя аналитики предсказывали, что будет в полтора раза больше).
Второй этап – выборы в органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, они пройдут осенью. Третий – завершающая подготовка к вступлению в действие федерального закона в полном объеме. То есть материально-техническое и кадровое обеспечение, согласование межбюджетных отношений и тому подобное.
Успеваем ли? Оценить средний темп по России трудно, тут нужно смотреть по регионам. Где-то все идет по “графику”, где-то отстают и требуются дополнительные усилия, чтобы наверстать упущенное.
Например, в Ставрополье и Новосибирской области реформа в качестве пилотного проекта началась на год раньше, с 1 января нынешнего года. Я только что вернулся из Кисловодска, где состоялось выездное заседание нашего комитета, в котором принял участие полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.
– Наверное, высветились “узкие места”?
– Конечно. Тем более что, как вы знаете, Дмитрий Козак – один из главных идеологов и разработчиков закона о местном самоуправлении. На заседании было решено обратить особое внимание на несколько моментов. Во-первых, на Земельный кодекс, принятый всего три года назад и очень плохо сопрягающийся с муниципальной реформой. Во-вторых, на вопросы разграничения муниципальной, региональной и федеральной собственности. В-третьих, на межбюджетные отношения.
– Как на этом фоне выглядит Татарстан?
– Я бы сказал, наша республика укладывается в сроки. Вначале была небольшая заминка с формированием территорий, теперь все утряслось. В полном соответствии с федеральным законом в Татарстане образовано девятьсот пятьдесят поселений, два городских округа, двенадцать городских поселений и одно сельское, сорок три муниципальных района. На сентябрь назначены выборы, после чего у вновь избранных депутатов и глав органов местного самоуправления останется еще три месяца для решения организационных вопросов.
У меня нет никаких сомнений в том, что Татарстан успешно завершит муниципальную реформу. Наша республика входит в первую пятерку российских регионов по уровню социально-экономического развития. У нас есть и благоприятные финансово-экономические возможности, и высокий кадровый потенциал, и развитые человеческие ресурсы.
Кроме того, гарантия успеха – в огромном внимании, которое уделяет муниципальной реформе руководство республики. Как заявил Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем программном выступлении 25 марта, “жизнь полностью подтвердила обоснованность наших подходов к организации местной власти. В отличие от многих регионов мы не только сохранили оптимальную степень управляемости, но и, реформируя экономику и социальную сферу, заложили материально-финансовые основы для необходимого разграничения полномочий между государственными органами и структурами местного самоуправления”. И далее Минтимер Шарипович подчеркнул, что такие реформы проходят раз в сто лет, поэтому проводить их надо в высшей степени осмотрительно и ответственно.
– И все же рядовые граждане озабочены: раз реформа, рассуждают они, значит, проблемы. Коль проблемы – как бы хуже не стало.
– Должно быть лучше. В конце концов эта реформа проводится ради людей.
Сегодня в Российской Федерации местная власть в хаотичном состоянии. В одних регионах органы местного самоуправления избирались на уровне районов, в других – районные органы власти и управления считались органами государственной власти, в третьих – избирались районные и поселенческие органы местного самоуправления. Фактически существовало семь вариантов организации органов местного самоуправления. Можно ли в подобных условиях эффективно разграничить полномочия и обеспечить их исполнение финансовыми средствами? Как при такой “разноголосице” организовать взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления? А ведь без этого невозможно исполнять обязательства государства перед гражданами. Как видите, муниципальная реформа напрямую связана с интересами людей.
– Озабоченность вызывает и большое количество одновременно проводимых реформ. Мы едва приступили к монетизации льгот и реформе ЖКХ, как тотчас начинается муниципальная реформа. А на пороге уже маячат реформы образования и здравоохранения. Не случайно вице-премьер федерального Правительства Александр Жуков то ли в шутку, то ли всерьез предложил заменить слово “реформа” словом “преобразование”, чтобы, как он выразился, “не пугать народ”.
– Модернизация сферы ЖКХ или системы здравоохранения кажется людям более важной, чем муниципальная реформа. На самом деле последняя важнее других. Вдумайтесь: где, на каком уровне реформируются жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение? Ответ очевиден – на местном. А из чего исходят рядовые граждане, когда оценивают ситуацию в стране? Опять же – из обстановки на местах. Вот почему муниципальная реформа – базовая. От ее успешной реализации будет зависеть эффективность всех других реформ.
– Не повлечет ли муниципальная реформа рост чиновничества?
– Не должна. Прежде всего в тех территориальных единицах, например в сельсоветах, волостях, сельских округах, которые по Федеральному закону №131 “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации” получают право на самоуправление, и сейчас существуют управленческие должности – только не выборные. А при общем возрастании числа местных депутатов большинство их будет работать не на постоянной основе.
Вообще-то, проблема не в количестве муниципальных образований и не в числе должностей. Проблема – в качестве. Вопрос в том, насколько муниципальные кадры будут подготовлены к работе в рамках нового закона. Не случайно недавно Совет законодателей России обратил внимание именно на подготовку муниципальных кадров. Выступая на заседании совета, председатель нашего комитета Владимир Мокрый подчеркнул: “Вопрос этот политический. Сегодня губернаторы должны, как первоклашек, учить муниципалов в новых муниципальных образованиях, поскольку нет ни умения, ни специалистов”.
– Альберт Ильдусович, к настоящему моменту есть определенная ясность в вопросах распределения налоговой базы между уровнями власти. Однако вопросы перераспределения средств, финансовой помощи муниципальным образованиям, не являющимся самодостаточными, пока в стадии обсуждения. Самое главное, управленцы на местах еще не полностью уяснили, как работать с бюджетом в рамках законодательства, которое вступит в силу с 2006 года.
– В нашем комитете уверены, что эти проблемы вполне решаемы. Например, можно предоставить регионам возможность своими законами формировать первые бюджеты новых муниципалитетов.
В то же время федеральное Правительство должно принять срочные меры, чтобы ответить на вопросы, связанные с новой бюджетной классификацией. Как проводить учет налоговых поступлений в местные бюджеты? Как собирать и обрабатывать статистические данные муниципального уровня, без которых совершенно невозможно справедливое и прозрачное распределение средств? Как составлять бюджетную отчетность? Тут Правительству есть над чем поработать.
– Закон о местном самоуправлении достаточно сложный. Субъекты Федерации вносят в Государственную Думу немало законодательных инициатив по его “доводке”. Есть ли вероятность, что они будут реализованы?
– Разумеется, такая вероятность есть, и очень высокая. За примерами далеко ходить не надо. Так, 8 апреля Дума приняла поправку, предложенную Госсоветом Татарстана и поддержанную большинством законодательных собраний субъектов Федерации. Поправка определяет порядок выборов глав муниципальных образований в переходный период, уже утвержденный республиканским парламентом. По выражению Минтимера Шаймиева, это поможет “мягкому” вхождению в реформу местного самоуправления. А ведь это как раз то, к чему мы все стремимся.
Ирина ЧУПИНА.