Помню, несколько лет назад на Казанском авиационном производственном объединении ожидали очередную делегацию высоких гостей. Официальные лица задерживались. Журналисты и приглашенные скучали. Я же от нечего делать стала изучать плакаты на стенах. Любопытное оказалось чтение: в годы, когда рушилась наша авиационная промышленность, когда, казалось, нет никаких шансов выжить, руководство предприятия подводило итоги соревнования. На доске объявлений вывешивались фамилии передовиков, а рядом назывались те, кто задержал сборку, нарушил дисциплину. “А мы и не отказывались от соревнования, – ответил тогда на мой вопрос генеральный директор КАПО Наиль Хайруллин. – Зачем разрушать то, что помогает в работе?”
В недавние советские времена социалистическое соревнование было обязательным атрибутом нашей жизни. Соревновались все и во всех отраслях экономики. В этом было много формализма, и тем не менее в лидерах оказывались вполне достойные люди. О них узнавала вся страна (республика, край или область), о них снимали фильмы и телесюжеты, эти люди не сходили со страниц газет. Передовики союзного или республиканского масштаба становились депутатами, профсоюзными лидерами, общественными деятелями. Существовала целая система “выращивания” всенародных героев. На них равнялись, их достижения старались превзойти.
Рухнула социалистическая система хозяйствования. Теперь никто не заставляет коллективы принимать обязательства, подводить итоги, вывешивать фотографии передовиков на доску почета. Тем не менее на многих крупных предприятиях традиция состязательности сохранилась. Поменяли систему оплаты труда, изменили технологию производства, методы организации работы, а соревнование осталось, хотя и называется теперь “производственным” или “трудовым”. Можно, конечно, списать это явление на менталитет директоров, который сформировался в годы социализма. Но ведь что интересно: соревнование организуется и там, где у руля предприятий встали молодые менеджеры. В чем же причина живучести этого движения?
Можно, конечно, вспомнить постулаты классиков марксизма-ленинизма, которые утверждали, что соревновательность заложена в психологии человека. Дело, скорее всего, в другом. Соревнование сохранилось там, где руководители стремятся сплотить коллектив, проводить единую корпоративную политику. Соревнование – это способ поощрить за хорошую работу не только рублем, что по нынешним временам немаловажно. Оно позволяет во всеуслышание назвать имена лучших. Еще никто не доказал, что моральные стимулы в нашей жизни не имеют никакого значения. Хотя некоторые предпочитают вместо почетных грамот денежные купюры. Есть и другой момент: успехи коллег нередко заставляют подтянуться и остальных – мы что, хуже соседей?
Конечно, рыночные времена изменили “одежды” соревнования. В нем появились пункты, которых прежде не было в социалистических обязательствах. Как передает наш собственный корреспондент из Чистополя Геннадий Абрамов, на местном заводе “Автоспецоборудование” в положении о соревновании ведущими являются пункты о внедрении энергосберегающих технологий, поощрении тех, кто экономит ресурсы. Добавим, что на этом предприятии произошла коренная модернизация производства, вместо неприглядных зданий здесь выросли современные цеха. Старое оборудование уступило место более прогрессивным станкам. А вот систему соревнования здесь менять не стали, наоборот, сочли нужным развивать традиции.
Работники Заинской ГРЭС (сообщает другой наш собкор Гамира Гадельшина) основное внимание при подведении итогов соревнования уделяют показателям снижения удельного расхода топлива, потерь электроэнергии. На Казанском вертолетном заводе теперь соревнуются не только цеха и основные производства. В орбиту соперничества вовлечен и инженерно-технический персонал. Соревнование для инженеров и конструкторов проводится в индивидуальной форме, и его победитель становится “Лучшим специалистом”.
И еще одна любопытная деталь: соревнование возрождают там, где хотят добиться более высокой эффективности производства. Производственное соревнование в ЗАО “Челныводоканал” возрождено два года назад, сообщает собственный корреспондент из Набережных Челнов Владимир Жигульский. В эксплуатирующих организациях сложно привязать оплату труда к его результатам. В отличие, скажем, от завода, где нормировщики обсчитали время, необходимое для изготовления конкретной детали, и зарплата станочникам начисляется в соответствии с установленной трудоемкостью. В случае же с дежурными слесарями, электросварщиками, обслуживающими водопроводные сети, очистные сооружения, такой подход не срабатывает. И не только потому, что невозможно прогнозировать, сколько и какого масштаба аварий в месяц произойдет на том или ином участке трубопровода. Согласно правилам техники безопасности в одиночку ремонтный персонал на задания не ходит. И всегда есть вероятность, что кто-то предпочтет для себя роль статиста, прячась за спинами товарищей.
Конечно, есть бригадир, мастер, которые должны следить за дисциплиной. Но когда изо дня в день топчешься с подчиненными в одной, что называется, канаве, психологически сложно сделать замечание нерадивому члену коллектива. Сотрудники же отделов аппарата дирекции при подведении итогов конкурса профессионального мастерства более отстраненно, а значит, объективно оценивают вклад каждого в общее дело. Кроме того, организация производственного соревнования стимулирует развитие нормативной базы, побуждает управленцев восполнять пробелы в отраслевой технической документации для учета выполненных в течение смены работ.
По мнению генерального директора “Челныводоканала” Уела Хусаинова, далеко не всегда мотивацию труда можно поднять за счет роста средней зарплаты. Темпы роста зарплаты лимитируются достигнутым уровнем производительности труда. Чтобы идти дальше, надо повышать эффективность производства, менять отношение людей к труду. Конечно, оптимизировать численность персонала можно с помощью конкуренции. А можно и более мягким способом – через соревнование.
Во многих крупных иностранных компаниях существуют корпоративные движения, аналогичные “социалистическому соревнованию”. Говорят, что умные капиталисты позаимствовали эту систему повышения производительности труда у Советского Союза и успешно применили на своих предприятиях. Кто не верит, загляните в любой ресторан “Макдоналдс”: обязательно увидите на стене фотографию лучшего работника текущего месяца. Сегодня он победил своих коллег в соревновании.