Выступление Председателя Счетной палаты РТ Алексея Демидова

Счетной палатой Республики Татарстан проведена экспертиза проекта закона “О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов” и представленных с ним документов.




Счетной палатой Республики Татарстан проведена экспертиза проекта закона “О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов” и представленных с ним документов.

По результатам подготовлено заключение, которое представлено в Государственный Совет Республики Татарстан в сроки, установленные регламентом.

В ходе экспертизы законопроекта по ряду возникших вопросов были получены пояснения и дополнительная информация от Министерства финансов, Министерства экономики республики, что обеспечило конструктивный подход в оценках основных параметров трехлетнего бюджета и содержания законопроекта.

Поскольку у депутатов была возможность ознакомиться с заключением Счетной палаты, коротко остановлюсь на отдельных моментах.

При формировании прогноза на 2009-2011 годы за базовые приняты оценочные макроэкономические показатели текущего года, сформированные исходя из тенденций, сложившихся в первом полугодии, без поправки на внешние факторы.

Прогноз поступления доходов в бюджет Республики Татарстан сформирован с учетом изменений налогового и бюджетного законодательств, вступающих в силу с 1 января 2009 года.

В заключении указано на имеющиеся резервы повышения эффективности управления государственной собственностью в целях увеличения поступлений в бюджет. Это подтверждается результатами контрольных мероприятий Счетной палаты.

Системными являются факты предоставления имущества по необоснованно заниженным ставкам арендной платы либо вообще без ее взимания, не всегда компенсируются расходы по содержанию арендованных помещений (коммунальные платежи). В ходе одной из последних проверок установлено, что в результате таких действий в бюджет недопоступила значительная сумма (1,3 млн. рублей). За два года от коммерческой структуры, в пользование которой были предоставлены производственные помещения, на внебюджетный счет поступило средств в 4 раза меньше, чем расходы бюджета на содержание указанных площадей.

Не единичны факты реализации земельных участков по необоснованно низким ценам, несанкционированного использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения автозаправочных станций, разработки карьеров и хранения инертных материалов, что также ведет к недопоступлению денежных средств в бюджетную систему.

В целом показатели доходной части бюджета определены на основе прогноза социально-экономического развития республики и при условии выполнения заложенных в нем параметров, планируемые объемы поступлений являются достижимыми.

При этом нельзя исключать дополнительные риски вследствие мирового финансового кризиса, что может привести к напряженности и при выполнении трехлетнего бюджета Республики Татарстан. В случае изменения темпов развития экономики потребуется корректировка параметров законопроекта.

В проекте бюджета на 2009 год объемы средств, поступающих из федерального бюджета, планируются ниже ожидаемых поступлений 2008 года на 58,7%. Это объясняется в том числе и тем, что значительная часть межбюджетных трансфертов – в 2009 году до 30% и в 2010-2011 – до 40% – в федеральном законе предусмотрена общей суммой и на сегодняшний день не распределена по субъектам.

Республика уже имеет положительную практику работы с федеральными органами при распределении средств, выделяемых в рамках реализации федеральных программ и проектов, в частности по развитию агропромышленного комплекса, модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и другим.

Дальнейшая активная работа в этом направлении окажет влияние на объемы средств, дополнительно направляемых в республику из федерального бюджета.

Расходы сформированы в соответствии с расходными обязательствами Республики Татарстан.

В представленном законопроекте бюджет, как и в предыдущие годы, является социально ориентированным. По основным отраслям социальной сферы – здравоохранение, образование, социальная политика – предусмотрен последовательный рост расходов, превосходящий заложенный в прогнозе уровень инфляции.

В структуре расходов бюджета 2009 года межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес и составляют 27,2%.

Расходы на предоставление трансфертов муниципальным образованиям планируются ниже показателя, утвержденного на 2008 год, на 5,6% и будут также корректироваться после поступления средств из федерального бюджета.

В 2009 году часть межбюджетных трансфертов – 26,2% – в законопроекте предусмотрена общей суммой, не распределена по муниципальным образованиям. В основном не распределены субсидии, объемы которых зависят от сумм софинансирования из местных бюджетов и будут распределены после их утверждения.

В 2009 году дотации бюджетам муниципальных образований в денежной форме составят 17,7% от их общего объема (по сравнению с текущим годом денежная составляющая уменьшается на 45,1%). Основную долю составляют дополнительные нормативы отчислений от налогов на доходы физических лиц.

Это является стимулом для органов местного самоуправления к увеличению налогооблагаемой базы.

Последовательное увеличение неденежной составляющей в трансфертах, активное внедрение института конкурсов на получение финансовой помощи из бюджета республики смещают акценты межбюджетных отношений и не дают повода для иждивенческих настроений, что согласуется с задачами, поставленными Президентом Татарстана.

Счетная палата также отмечает, что большинство показателей Прогноза социально-экономического развития республики, на основе которого формировался бюджет, превышают параметры, утвержденные Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, и установленные в ней пороговые значения сегодня требуют пересмотра.

В соответствии с законопроектом в 2009 году предусматривается финансирование 17 республиканских целевых программ, а также 53 ведомственных программ. Объем средств на реализацию этих программных мероприятий составляет 50 млрд. рублей.

Расходы бюджета на реализацию отдельных долгосрочных программ отличаются от объемов, утвержденных в самих программах, некоторые из них в течение ряда лет не финансируются.

Такая ситуация имела место и в предыдущие годы. В настоящее время Счетная палата проводит анализ финансирования реализуемых республиканских программ, и в первую очередь – утвержденных законами Республики Татарстан (их 7).

По итогам анализа выводы и предложения будут представлены в Государственный Совет.

С 2009 года в соответствии с Бюджетным кодексом (статья 55) Правительство республики обязано ежегодно проводить оценку результативности реализации каждой долгосрочной программы для принятия решения о необходимости ее дальнейшего исполнения или о сокращении выделяемых бюджетных ассигнований, что позволит исключить неэффективные расходы бюджета на этом направлении.

Уважаемые депутаты!

Согласно Закону “О Счетной палате Республики Татарстан” нами проведена оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета, размера государственного внутреннего и внешнего долга.

По результатам проведенной экспертизы Счетная палата подтверждает, что содержание законопроекта соответствует требованиям бюджетного законодательства, проект бюджета Республики Татарстан составлен на основе представленного с законопроектом Прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан, бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов сбалансирован.

Предложения Счетной палаты о необходимости отдельных корректировок представлены в заключении, разработчиками законопроекта приняты и должны быть внесены поправками ко второму чтению.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще