Поставлены на счетчик

Летом прошлого года в Набережных Челнах в рамках реформы ЖКХ “Татэнерго” при поддержке администрации города создало общество с ограниченной ответственностью “ЖилЭнергоСервис”.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

Летом прошлого года в Набережных Челнах в рамках реформы ЖКХ “Татэнерго” при поддержке администрации города создало общество с ограниченной ответственностью “ЖилЭнергоСервис”. Задача новой “дочки” энергетиков – поэтапно взять на себя функции по организации технического обслуживания внутридомовых электрических сетей многоквартирных жилых домов в городах и райцентрах республики. Раньше этим занимались жилищные и другие подрядные организации, не заинтересованные в их безаварийной работе и сокращении сверхнормативных потерь электроэнергии в жилищном фонде.


Экономия электроэнергии для любой семьи - проблема горячаяЕстественно, что начало эксперименту было положено в автограде, где располагается головное предприятие “ЖилЭнергоСервиса”. Первого июля семь управляющих жилищных компаний города передали ему электрические сети 990 жилых домов (это почти 159 тысяч квартир), которые оборудованы 1865 вводно-распределительными устройствами и более чем 43 тысячами межэтажными щитками. Потребляемая жилищным сектором электроэнергия – 20-23 млн. кВт/час в месяц – примерно четверть всей расходуемой городом. Объем солидный, особенно если учесть, что потери при ее транспортировке достигали 35 процентов вместо 1,5 – 1,7 процента по нормативу.


– Почему такое возможно? – объясняет директор “ЖилЭнергоСервиса” Ахат Галаутдинов. – От вводно-распределительных устройств до потребителей находилась как бы ничейная территория. Более того, сами устройства были раскурочены. Какой уж тут учет и контроль расходуемой электроэнергии, которая должна поступать отдельно квартиросъемщикам, лифтовому хозяйству, для освещения мест общего пользования – лестничных пролетов, промежуточных площадок и т.д. Наконец, четвертый потребитель – сами жилищные управляющие компании, которые должны платить за освещение подвалов домов, в мусорокамерах, под козырьками подъездов. Из-за того, что ремонт сетей проводился спустя рукава, и в условиях нехватки штатных запасных частей при устранении аварий на один провод “сажали” разных потребителей. И теперь, чтобы получить эффект от установки приборов учета на вводно-распределительных устройствах, необходимо разделить “сиамских близнецов”. Ясно, что эта работа не одного месяца и даже года, помимо финансов она требует затрат времени. Навести здесь порядок, кроме самой энергопроизводящей компании, никто не возьмется. И первым в России взялось за доставку электроэнергии до квартир “Татэнерго”.


Что это дает? Упростилась схема технического обслуживания внутридомовых электрических сетей. Раньше им в Набережных Челнах занимались 180 электромонтеров в составе семи (по числу управляющих жилищных компаний) подразделений. Сейчас город поделен на три домовые электрические сети (ДЭС), персонал которых соответственно сократился до 106 человек. Они заняты исключительно планово-предупредительными ремонтами, график которых по каждой ДЭС неукоснительно выполняется. Оптимизация численности ремонтного персонала, сокращение управленческих расходов, кстати, позволяют направлять больше средств на восстановление оборудования.


Конечно, в ДЭСах организованы и аварийные ремонтные бригады. Но если в первый месяц в центральную диспетчерскую службу от жильцов поступало до 1000 заявок о неисправности электропроводки в сутки, то по прошествии полугода число вызовов сократилось до 300-350. Таков эффект от повышения качества профилактических ремонтов.


– Однако, что касается снижения коммерческих потерь электроэнергии, – продолжил Ахат Галаутдинов, – мы только еще в начале пути. Совместно с набережночелнинским отделением “Энергосбыта” провели анализ потребления электроэнергии в домах, где на вводах установлены приборы учета с разделением сетей по разным категориям потребителей. Оказалось, что сверхнормативные потери в среднем составляют 32 процента, а в денежном выражении только по Набережным Челнам – около 120 млн. рублей в год. В настоящий момент составлен график восстановления вводно-распределительных устройств и установки там приборов учета. Попутно выяснилось, что примерно половина помещений под них, располагающихся на первых этажах жилых домов, проданы. Вовремя еще спохватились. А то неизвестно, где бы монтировали достаточно сложное оборудование, включая компьютеры, необходимые для автоматизации коммерческого учета потребления электроэнергии. Этим и займемся на втором этапе совершенствования технического обслуживания внутридомовых сетей. Пока приборы учета установлены на 209 вводно-распределительных устройствах, после чего они ограждаются металлическими дверьми и решетками. А с электромонтерами заключаются договора о материальной ответственности за сохранность оборудования.


Все это необходимые меры предосторожности. Ибо устройства разрушают не только из хулиганских побуждений, но и подчас сознательно, чтобы не платить за фактически потребленную электроэнергию. Рассчитываться с “Энергосбытом” по нормативам выгоднее. Так, жилищные управляющие компании за расходуемую на собственные нужды электроэнергию платят в 2,5 раза меньше, чем следовало бы, фиксируйся ее потребление приборами учета. Потери “Татэнерго” по этой статье в городе постоянно растут. Только в 2004 году они составили 20 млн. рублей. Рано или поздно жизнь заставит пересмотреть нормативную базу, которая сейчас совершенно не стимулирует потребителей электроэнергии всех категорий, включая, естественно, квартиросъемщиков, обзаводиться счетчиками и начинать ее экономить. Например, проверив дом №38/01, набережночелнинское отделение “Энергосбыта” убедилось: 98 процентов квартир в нем не имеют приборов учета и, сжигая в месяц 88 тысяч кВт/час, платят согласно нормативу лишь за 43 тысячи кВт/час электроэнергии.


Правда, лед потихоньку трогается. Ежедневно предприятие “ЖилЭнергоСервис” устанавливает по 15 квартирных счетчиков, для чего создан центр по оказанию платных услуг населению. Электромонтерам, отвечающим за ППР внутридомовых сетей, заниматься этим строго запрещено, у них свой участок работы.


– Мы еще придем к тому, – убежден Ахат Галаутдинов, – что наши платные услуги будут нарасхват. Мы ведь не шабашники какие-нибудь, а лицензированная фирма – никто здесь никого не обманет, все прозрачно. Надо сказать, в первую очередь приходят к нам люди не богатые, а со средним достатком и даже малоимущие. Для них бережное отношение к электроэнергии – шанс свести скромный семейный бюджет с плюсом. Ради этого они покупают более дорогие, чем однотарифные, двухтарифные квартирные счетчики. Как известно, ночное потребление электроэнергии в четыре раза дешевле. Если население привыкнет относиться к ней, как к товару, и будет в срок и полностью рассчитываться за фактически потребленную электроэнергию, это станет предпосылкой для снижения ее розничной цены.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще