Недоволен работой поставщиков сельхозтехники вице-премьер — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов.
В начале недели «на ковре» в министерстве побывали руководители дилерских центров республики, через которые закупается основная сельскохозяйственная техника. Заместитель министра по инженерно-технической политике Тальгат Тагирзянов провел серьезный разговор с приглашенными по поводу их работы, которая вызывает массу нареканий. Практически все дилеры не выполняют свои обязательства, вследствие чего в самый ответственный период — в уборочную страду — на полях республики простаивают десятки комбайнов. Причем не старые и изношенные, а новенькие: сельхозтоваропроизводители Татарстана ежегодно закупают технику на 6 млрд. рублей и на 3 млрд. рублей запасных частей. Только за последние три года приобретено более 1300 кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, около 1000 тракторов, 174 посевных комплекса.
Дилеры жестко экономят на формировании гарантийного фонда, приобретают запчасти на заводах-производителях только тогда, когда, как говорится, жареный петух клюнет — в случае поломки. Это настолько затягивает сроки гарантийного ремонта, что приезда ремонтника или инженера по сервисному обслуживанию на предприятиях ждут месяцами. Так, полгода простаивал комбайн, купленный одним из хозяйств Актанышского района в ООО «ЛБР-групп». Из-за затягивания сроков пусконаладочных работ и обучения механизаторов частенько простаивают комбайны «Акрос-530», закупленные в ЗАО МК «Тарос». Один «безработный» час этого комбайна обходится хозяйству в 1000 рублей и приводит к недобору до 100 тонн зерна. В случае непогоды простой может привести к потере урожая, что в денежном выражении (при стоимости тонны зерна в 5500 рублей) выливается более чем в полмиллиона рублей. Если сложить все потери, то в итоге получаются огромные суммы! «За такие деньги можно и нужно бороться, — считает Тальгат Тагирзянов. — Хозяйства должны требовать с недобросовестных поставщиков не только бесплатного устранения недостатков, но и возмещения упущенной выгоды».
Однако на сегодня худо-бедно ведется лишь претензионная работа. По данным
Гостехнадзора Минсельхозпрода РТ, в 2007 году было составлено 300 актов-рекламаций, хотя, по существу, их могло быть гораздо больше. Не лучше обстоят дела и нынче. Гарантийный ремонт из-за нерадивости сервисных служб отнимает много времени, а в уборочную страду каждый час — золотой. Поэтому хозяйства не желают тратить драгоценное время на разбирательства и идут на нарушения условий гарантийного обслуживания. Покупают запчасти у случайных продавцов, своими силами устраняют неисправности.
«Сельчане недооценивают значение юридических служб, — делится своими мыслями начальник управления Гостехнадзора Рафаиль Хафизов. — В целях „оптимизации“ в первую очередь сокращают ставку юриста. А ведь хороший юрист с лихвой мог бы оправдать не только свою зарплату, но и компенсировать все финансовые потери!»
В уборочную страду устают и люди, и машины, ведь трудятся они по 18 часов в сутки, буквально на износ. А сервисные службы работают в обычном режиме, найти специалистов для устранения неисправностей — большая проблема. «До окончания уборки специалисты сервисных центров обязаны перейти на „сельский“ ритм работы: вкалывать от зари до зари, без праздничных и выходных дней, — убежден заместитель министра. — А диспетчерским службам следует работать круглосуточно».
Выполнение целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы» невозможно без технологической модернизации сельскохозяйственного производства, ускоренного перехода к использованию новой сельскохозяйственной техники, высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий. Поэтому разъяснениями и уговорами встреча в министерстве не ограничилась. Тальгат Тагирзянов «обрадовал» недобросовестных поставщиков: если они срочно не наведут порядок в службах гарантийного обслуживания, то Минсельхозпрод лишит их всех видов субсидий на продаваемую технику.
Фарида АБИТОВА