ТЭК Татарстана: время требует оптимистичных расчетов

Проект программы развития топливно-энергетического комплекса республики (он обсуждался на очередном заседании Правительства РТ в минувший вторник) так и не дал четкого ответа на вопросы: в каком направлении движется ТЭК Татарстана и где он окажется через пятнадцать лет, что необходимо сделать, чтобы обеспечить энергетическую безопасность республики, причем с наименьшими затратами (большими финансовыми вливаниями мы похвастаться не можем)?

Автор статьи: Елена ТАРАН

Проект программы развития топливно-энергетического комплекса республики (он обсуждался на очередном заседании Правительства РТ в минувший вторник) так и не дал четкого ответа на вопросы: в каком направлении движется ТЭК Татарстана и где он окажется через пятнадцать лет, что необходимо сделать, чтобы обеспечить энергетическую безопасность республики, причем с наименьшими затратами (большими финансовыми вливаниями мы похвастаться не можем)? Доклад вице-премьера – министра экономики и промышленности Алексея Пахомова вряд ли можно назвать “открытием Америки” – в нем сконцентрировалось все то, о чем ранее говорилось на различных совещаниях и фиксировалось в соответствующих документах. Татарстан намерен до 2015 года удерживать добычу нефти на уровне 30 миллионов тонн в год, развивать собственную нефтепереработку, причем в основном сернистой нефти, обновлять оборудование, генерирующее электроэнергию и тепло, осваивать промышленную добычу битумов (постепенно добыча нефти будет снижаться до 24 миллионов тонн в год), активнее переводить автотранспорт на природный газ, а заодно и думать о нетрадиционных видах выработки тепла и электроэнергии. Словом, программа направлена на то, чтобы обеспечить конкурентоспособность ТЭКа на ближайшие 15-20 лет и создать предпосылки для его развития в будущем.


Пессимистичные оценки расслабляют “Татнефть”

По мнению государственного советника при Президенте РТ Рената Муслимова, сохранить нынешний уровень добычи нефти будет очень сложно. Во-первых, потому что мы ослабили внимание к геологоразведке и бурению, во-вторых, потому что нынешняя система налогообложения не стимулирует рост добычи, а наоборот, заставляет нефтяников консервировать скважины, ну и в-третьих, в Татарстане увеличивается доля добываемых сернистых и тяжелых нефтей, что, естественно, скажется на уровне себестоимости продукции и ее добычи. К тому же никто не обещал, что высокие цены на нефть будут сохраняться еще лет 10-15. Их падение может случиться в любой момент, и тогда последствия вообще сложно предсказать. Словом, нам не стоит удовлетворяться тем, что за последние годы Татарстану удалось добиться стабилизации добычи нефти, немало предстоит совершить подвигов, чтобы не скатиться вниз. В какой-то мере эти пессимистичные прогнозы отражает и подготовленный разработчиками проект программы развития ТЭКа.


Татарстан намерен до 2015 года удерживать добычу нефти на уровне 30 миллионов тонн в годОднако Премьер-министр РТ дал понять разработчикам, что он по натуре оптимист и в поведении нефтяного рынка на ближайшие годы видит немало положительных тенденций. Разработчики программы напрасно не учитывают, во-первых, достижения науки, которая непременно найдет новые способы повышения нефтеотдачи пластов и разработки битумов. Во-вторых, рано или поздно Правительство России будет вынуждено ввести дифференцированное налогообложение (там, где истощенные месторождения, там и налоги будут ниже). “Любая скважина может быть рентабельной при умном налогообложении”, – сделал вывод Рустам Минниханов. И он вновь вспомнил о системе дифференцированного налогообложения, введенной в Татарстане в период низких цен на нефть и падения ее добычи. Только за счет этого удалось спасти нефтяную отрасль республики. В-третьих, премьер не видит предпосылок для падения цен на нефть в ближайшие годы. Правительство России в бюджет на 2006 год закладывает цены на уровне 31-33 долларов за баррель, а в нынешнем году цена держится в среднем на уровне 35 долларов. Изложив свои доводы, Рустам Минниханов попросил разработчиков всерьез задуматься об оптимистичном варианте развития событий. При прогнозируемых негативных тенденциях “Татнефть” расслабится и перестанет стремиться к большим результатам. А мы должны поставить серьезные задачи и потребовать их выполнения, заметил он.


Двери для атомной энергетики остаются открытыми?

Энергетическая безопасность республики, как выяснилось на заседании Правительства, базируется на двух китах: мы должны обеспечить производство дешевой, а значит, конкурентоспособной электроэнергии и обезопасить себя от конкурентов, которые очень скоро появятся на оптовом рынке (ФОРЭМе). Сегодня Правительство поддерживает “Татэнерго”, отметил Рустам Минниханов, но поддерживает потому, что это полностью государственная компания, и ее проблемы сразу же становятся проблемами республики. Кабинет Министров – это не зонтик, который спасает энергетиков от дождя. При рыночных ливнях (а конкуренты могут устроить весьма неприятную бурю, соблазнив республиканских потребителей более низкими ценами) Правительство уже не спасет. Поэтому готовить страховочные пояса нужно уже сейчас.


Каким образом энергетики могут обезопасить себя и потребителей Татарстана? Нужно обновлять мощности нынешних ТЭЦ и ГЭС, думать о комбинированных источниках энергии. Сегодня в республике производится лишь 30 процентов комбинированной электроэнергии, а надо бы для спокойной жизни – как минимум 70. Энергетики не знают, как распорядиться излишней теплоэнергией. Стройте объекты, потребляющие тепло, предложил премьер, захватывайте рынки в районах и городах, где работают нерентабельные котельные. Иначе ФОРЭМ нас задушит…


На заседании Правительства неожиданно выплыла проблема… Татарской АЭС. Сначала о ней заговорил Алексей Пахомов, убеждая собравшихся в том, что атомная энергетика укрепит энергетическую безопасность республики. Этот бастион станет еще мощнее, если Татарстан добьется поднятия уровня Нижнекамского водохранилища до желаемой отметки. Разговор на этом мог бы и закончиться, если бы слова не попросил депутат Госсовета РТ Марат Галеев. Он напомнил, что парламент республики уже выразил свое отношение к этому проекту, наложив вето на строительство ТатАЭС. Это – проект 30-летней давности, все расчеты сделаны с большими отклонениями, они основаны на идеологии прошлого. Атомная энергия не такая дешевая, как нас пытаются убедить, в расчет не принимается стоимость подготовки топлива. Кроме того, многие страны отказываются от строительства подобных станций, а мы вносим их строительство в свои программы.


Рустам Минниханов все-таки не стал “закрывать дверь” перед атомной энергетикой республики. Возможно, этот блок программы нужно переделать, согласился он, но стоит ли вообще отказываться от этого вида производства электроэнергии? Премьер не стал детализировать свою точку зрения, приводить дополнительные доводы, но его недосказанность – лишнее подтверждение тому, что где-то в рабочей папке хранятся веские основания, чтобы настаивать на “открытых дверях” для мирного атома. Может быть, время еще не пришло? Или вообще пока не время открывать дискуссию по этому вопросу?


Так или иначе проект программы развития топливно-энергетического комплекса республики был отправлен на доработку. Авторы документа будут писать различные сценарии развития событий (и плохие, и хорошие). По какому из них придется жить ТЭКу, покажет жизнь. Жизнь покажет и насколько прозорливым оказался премьер, настаивая на оптимистичных вариантах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще