Так гласит русская пословица. Где только не ищет правды человек, права которого попраны. Чтобы люди могли жить, и жить спокойно, если не счастливо, нужно, чтобы их права были защищены. Порой этого не удается добиться даже в судах.
К Уполномоченному по правам человека в Татарстане люди идут зачастую в последней надежде на справедливость, участие, рассчитывая на то, что их выслушают, поймут и помогут.
Однако по закону об Уполномоченном по правам человека он не имеет права вмешиваться, например, в следствие, и поэтому, чтобы оказать содействие в решении проблем, с которыми граждане обращаются, было решено проводить совместный с правоохранительными и другими ведомствами прием населения. Омбудсмен Сария Сабурская поясняет:
– Мы заключили соглашения о взаимодействии с прокуратурой, Министерством внутренних дел и еще рядом правоохранительных структур. На этой неделе был совместный прием граждан с министром МВД – обратилось около тридцати человек. Приходили люди, у которых настолько сложные вопросы, что требуется вмешательство не только министра, а возможно, прокурора республики. На ближайшее время запланирован выездной прием с прокурором Кафилем Амировым в Агрызском районе. То есть эта система работает, и я здесь выступаю своеобразным медиатором между человеком и руководителем правоохранительной структуры.
А на днях Сария Сабурская провела прием граждан совместно с заместителем руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по РТ Айратом Ахметшиным.
Где наше не пропадало?
Гражданину Г. из Балтасинского района выделили участок в 40 соток под строительство дома в Арском районе еще в 1994 году. Он заплатил аванс, взяв ссуду в банке, в мае оформил участок на себя, но потом вынужден был по семейным обстоятельствам уехать жить в Балтаси. Через несколько лет, когда подросли дети, решил начать строительство. Вернулся в район, где 15 лет работал агрономом, где женился и завел семью… Только на участок, как оказалось, уже претендует
- Айрат Ахметшин отметил, что со времени печальных событий в ОП «Дальний» наблюдается тенденция роста обращений, жалоб населения на разные аспекты общественной жизни
Выслушав доводы просителя, рассмотрев представленные им документы, Айрат Ахметшин посоветовал написать заявление на его имя, указав на несогласие с постановлением суда об отказе в возбуждении уголовного дела с просьбой об его отмене и возврате дела на дополнительное рассмотрение.
– Мы разберемся, – утешил он расстроенного до слез просителя. – Если вы усматриваете в данном деле мошенничество, должны будете представить все документы и просить о возбуждении уголовного дела. Даже если будет снова вынесено постановление об отказе, оно будет уже мотивированное.
Жена не горшок – не расшибешь
Гражданка К. из Казани, которая 13 лет стоит в очереди на получение жилищного сертификата как вынужденная переселенка, жаловалась на то, что ее очередь под номером 5 не движется, хотя, по ее сведениям, в администрации Ново-Савиновского района выделено только за прошлый год пять жилищных сертификатов для вынужденных переселенцев.
– Каждый год хожу, продлеваю свой статус, но сдвигов нет. А это единственная возможность начать новую жизнь после развода с мужем, который буквально выбросил меня с детьми на улицу.
Мать сыновей в возрасте трех и пяти лет рассказала печальную историю, в которой, конечно, слушателям важны, в первую очередь, интересы детей и факты нарушения их прав. А факты вопиющие. Проживая с мужем в законном браке с 2006 года, имея совместно нажитое имущество, женщина с малолетними детьми оказалась на улице, только ненадолго покинув квартиру, чтобы навестить мать. Вернувшись, обнаружила, что замки сменены, при попытке открыть двери сработала сигнализация, приехали сотрудники частного охранного предприятия и до утра ей пришлось находиться за решеткой.
Все имущество, в том числе строящийся дом, муж и отец ее детей переписал на родственников, из состоятельного человека превратившись в малоимущего инвалида, который платит алименты на двух детей в размере 2200 рублей. Причем согласия на передачу квартиры его родственникам женщина не давала, напротив, она имеет на руках нотариально заверенное завещание о передаче квартиры (в случае известных обстоятельств) старшему сыну. Но выселены из квартиры женщина и дети оказались без решения суда. Ни попасть в квартиру, ни забрать хотя бы документы, детские вещи и игрушки ей так и не удалось, несмотря на обращения в разные инстанции… Сама она объясняет это финансовыми возможностями бывшего супруга и помощью хорошо оплачиваемого адвоката. Поскольку проживает она с детьми у знакомых уже полтора года, положение и впрямь критическое.
- Среди обращений были жалобы на неправомерные действия следователей, на несогласие с ходом расследования уголовного дела, на начисления пенсий, неоказание должной медицинской помощи содержащимся в следственном изоляторе
Айрат Ахметшин посоветовал написать заявление прокурору о признании сделки по передаче имущества родственникам мужа недействительной, сделав упор на нарушение конституционных прав детей. Они, как оказалось, нигде не прописаны.
– Мы полностью включаемся в этот вопрос. Дети – приоритет для нас, – заверил заместитель руководителя следственного управления по Татарстану.
Сария Сабурская и Айрат Ахметшин взяли обращение гражданки К. на контроль и в части подготовки искового заявления о восстановлении сроков давности по судебным разбирательствам.
Нехорошая квартира
Три пожилые, но, как говорят, с ясным умом и твердой памятью соседки из дома на улице Театральной пришли с жалобой на жильцов одной из квартир. Как жить спокойно, если в подъезде постоянно ходят чужие люди, грязь, домофон сломан, стены по-
обиты, а ведь недавно делали ремонт. Здесь происходят вещи странные, если не сказать, страшные. Принадлежала квартира женщине, которую непонятно как уговорили продать комнату. Одна из посетительниц повествует: «Забрали комнату… А как стенку заложили, она тут же повесилась, предварительно умертвив двух своих кошек. Это было пять лет назад – дело не закрыто, им занимаются, сказал участковый». С тех пор раздольно живут в квартире строители, которые устроили там бытовку, хранят стройматериалы. Когда приходят проверяющие, прораб показывает документ, удостоверяющий, что полквартиры принадлежит ООО «Стоматология», которое, впрочем, переехало на улицу Островского, но юрист этого учреждения по-прежнему курирует все вопросы, связанные с приобретенной в 2008 году жилплощадью.
Что тут скажешь?.. Булгакова на нас нет!
Но представители Жилищной инспекции, Роспотребнадзора совместно с Уполномоченным по правам человека вскоре посетят «нехорошую квартиру» и объяснят владельцам, что жилищный фонд должен использоваться сугубо по назначению, а строительная бытовка и склад – находиться в другом месте.
Всего в тот день было принято 15 посетителей.
Среди обращений были жалобы на неправомерные действия следователей, на несогласие с ходом расследования уголовного дела, на неправильные начисления пенсий, неоказание должной медицинской помощи содержащимся в следственном изоляторе.
Айрат Ахметшин отметил, что со времени печальных событий в ОП «Дальний» наблюдается тенденция роста обращений, жалоб населения на разные аспекты общественной жизни.
И хотя не все они касаются непосредственных функций Следственного комитета, без внимания не остаются, направляются на рассмотрение в соответствующие ведомства.
– Люди стали активнее, пишут нам, приходят не только в Следственное управление, но и в МВД,
УФСИН, к Уполномоченным по правам человека и ребенка. Люди почувствовали, что их не игнорируют, с ними работают, их доводы выслушивают и проверяют. А наша задача, как и задача Уполномоченного по правам человека, – защита конституционных прав граждан.
Сария Сабурская также отмечает, что по сравнению с 2010 годом количество обращений граждан в институт Уполномоченного по правам человека увеличилось втрое.
Думается, этот всплеск жалоб скорее позитивное явление, ведь, по словам известного правозащитника, безмолвные граждане – это несчастье для демократии.