Дорожной разметки в Казани практически нет – она либо надежно пряталась зимой под снегом и льдом на нечищеных улицах, либо смыта весной с асфальта талыми водами. В результате ориентироваться на дороге сложно как пешеходу, так и водителю. То ли на знаки смотреть, то ли на светофор, то ли себе под ноги или под колеса. И все равно какоенибудь правило да нарушишь. И схлопочешь штраф…
Но автомобилисты нынче пошли грамотные – их «за рупь двадцать» не возьмешь, они правила порой лучше некоторых полицейских знают…
Многим памятен скандал вокруг ситуации с «камерой-ловушкой», как окрестили казанцы механизм видеонаблюдения на улице Карла Маркса рядом с домом
№ 65. Напомним: осенью прошлого года казанским автомобилистам в массовом порядке стали приходить «письма счастья» со штрафами в полторы тысячи рублей за езду по автобусной полосе на повороте на улицу Толстого возле аграрного университета. А вся беда в том, что камера видеонаблюдения появилась позже дорожной разметки, сделанной здесь неправильно. Разметка содержала три отрезка с прерывистой линией, разрешающей заезд на автобусную полосу. Вот водители и заезжали… А по идее, въезд на полосу должен быть разрешен только на третьем, последнем участке. И, понятно, тех, кто выезжал на нее на первом и кого зафиксировала беспристрастная техника, начали штрафовать. В УГИБДД по РТ посыпались многочисленные
жалобы, в октябре коварную прерывистую частично закрасили в сплошную, штрафы заложникам дорожной путаницы вернули.
Вроде бы все разрешилось. Но это – в единственном частном случае, тогда как мест со спорной разметкой в Казани хватает, особенно на улицах с выделенными для движения общественного транспорта полосами. Например, по ГОСТам разметка должна быть различной по своему внешнему виду при обычном повороте и выезде на прилегающую территорию. У нас – одинаковая. Правда, нынче и такой уже не осталось.
Однако к 15 июня, при благоприятных дорожных условиях, конечно, разметка на всех городских улицах и республиканских автотрассах должна появиться. Об этом шел разговор на заседании правительственной Комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения. Как отметил начальник управления Госинспекции безопасности дорожного движения республики Рифкат Минниханов, на уровне России в вопросах дорожного движения к Татарстану и, в частности, к Казани единственная претензия – отсутствие разметки. А она должна наличествовать круглый год. И пригрозил: подходы к этой проблеме меняются. «Если раньше мы прощали, что зимой и весной на дорогах ее нет, то теперь будем за это наказывать. Даются апрель и май на работу – далее будем жестко контролировать», – подчеркнул Рифкат Минниханов. В унисон с его утверждением прозвучали и слова заместителя Премьер-министра Асгата Сафарова, отметившего: не дело, когда разметка появляется на дорогах к середине лета, а осенью ее уже опять еле видно. И наносить ее нынче решено не обычной краской, а стойким термопластиком. Так, на трассе М5 Казань – Оренбург при помощи новшества будут размечены 162 пешеходных перехода – так же, как и все пешеходки, расположенные на 5200 километрах региональных автодорог, обслуживаемых Главным управлением содержания и развития дорожно-транспортного комплекса РТ. Что же касается столицы Татарстана, то, по словам руководителя исполкома Казани Алексея Песошина, по заказу комитета внешнего благоустройства города разметка с применением термопластика будет нанесена на двадцати улицах на площади в 21 тыс. кв. метров, в том числе для обозначения 120 мест остановок транспорта. А в рамках подготовки к Универсиаде-2013 обеспечено финансирование нанесения термопластика на тридцати пяти из семидесяти двух улиц, по которым пройдут специальные маршруты.
На остальных улицах разметку пока предполагается сделать краской. Причина такого решения понятна – пластик хоть и существенно долговечнее краски, но и в разы дороже. Судите сами: для выполнения разметки термопластиком только на двадцати столичных магистралях потребуется 24,5 млн рублей, тогда как в краске на оставшиеся 260 городских артерий – 17,5 млн. К тому же надежность нового покрытия диктует свои условия – запросто не сотрется, останется надолго, так что наносить разметку придется по всем ГОСТам и правилам. А потому точность нынче выходит на первый план. Для того чтобы разметка была нанесена «по уму» и по закону, в каждом муниципалитете должен существовать юридический документ под названием «Проект организации дорожного движения» – именно он обосновывает наличие существующих, восстановление утерянных и размещение новых дорожных знаков, нанесение дорожной разметки и выделение финансовых средств на привлечение недостающих дорожных знаков и их замену. Обновляться эти документы должны каждый год, причем органы исполнительной власти представляют их в Управление ГИБДД республики заранее. Однако в декабре прошлого года относительно приемлемые проекты представили всего четыре города республики, у остальных же либо вообще нет подобного документа, либо содержит он нечто маловразумительное. В числе отстающих и Казань, по сей день не имеющая такого проекта. И как, скажите, можно планировать нормальное движение по городским улицам, о каком улучшении ситуации на дорогах говорить, если мы опять намерены действовать по принципу «война план покажет»?
Понятно, что на организацию движения нужны средства, причем немалые. И такие средства тоже нужно планировать, для этого и созданы программы безопасности дорожного движения – федеральная и республиканская. Как отметил Асгат Сафаров, без программы движения вперед не будет. «Будем только собирать комиссии по самым вопиющим случаям и „тушить пожары“.
Распоряжением Правительства России в октябре прошлого года утверждена концепция федеральной госпрограммы повышения дорожной безопасности на 2013–2020 годы. Программа в настоящее время практически прошла согласование во всех министерствах и ведомствах, общественные слушания и в ближайшее время должна быть представлена Правительству. Одной из главных целей документа является снижение числа погибших в ДТП на четверть по сравнению со взятыми за основу показателями 2010 года. А добиться этого предполагается за счет проведения большого количества мероприятий как на федеральном уровне, так и на местах. То есть нужно разрабатывать республиканскую и муниципальные программы. Причем республиканская будет финансироваться из федерального и республиканского бюджетов по принципу «50 на 50». Действующая республиканская программа этого года с финансированием в 1 млрд 276 млн рублей утверждена постановлением Кабинета Министров республики в ноябре прошлого года. Но предусматривающую все нюансы программу с максимально приемлемым бюджетом можно сформировать только с учетом нужд муниципалитетов. Казалось бы, выдели муниципалитет максимум средств на программу и рассчитывай получить еще столько же. Однако, по словам руководителя Дирекции финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения РТ Ислама Галлямова, в подавляющем большинстве муниципальных образований Татарстана открывающихся перспектив почему-то не оценили. Так, в Зеленодольском районе на мероприятия по повышению дорожной безопасности на будущий год за счет местного бюджета не выделено ни копейки. Выходит, и на софинансирование рассчитывать не приходится. А в Камско-
Устьинском районе намерены на безопасность потратить миллион рублей из своих денег и семь миллионов просить. Но кто даст в семь раз больше положенного? В Набережных Челнах, наоборот, из своего кармана готовы выложить 17 миллионов рублей, а из республиканского скромно просят всего четыре.
По результатам анализа поступивших от муниципалитетов заявок, как отметил Ислам Галлямов, в доработке нуждаются практически все районные заявки. В столице республики же в 2010–2013 годах при значительных затратах из республиканского и федерального бюджетов местный бюджет в реализации программы повышения БДД вообще не участвовал. «Я понимаю, что город готовится к Универсиаде и денег нет, – обратился вице-премьер к главе исполкома Казани. – Но проявляйте инициативу. При планировании финансирования на последующие годы мы ваши пожелания учтем».
Тем временем заявки на софинансирование можно направить в центр до 15 апреля, иначе средства на выполнение программы районам опять придется клянчить из республиканского бюджета.