Казанский метрополитен: «доступная среда» в действии

Казанский метрополитен, хоть и самый короткий по сравнению с аналогами в других городах­миллионниках России, уже обрел отличия со знаком «плюс».

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_73046

Казанский метрополитен, хоть и самый короткий по сравнению с аналогами в других городах­миллионниках России, уже обрел отличия со знаком «плюс».

Речь не о красоте станций, своеобразии их отделки и новеньких поездах. Тут, как говорится, на вкус и цвет… Интерьер подземки каждый город выбирает исходя из своих предпочтений и имеющихся средств. Но факт, что именно метрополитен столицы Татарстана стал первым, практически полностью реализовавшим проект «Доступная среда» и создавшим уникальную систему безопасности, сегодня неоспорим. Об этом с нескрываемым удовольствием говорил генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов на недавней пресс-конференции. «Казанский метрополитен, – подчеркнул он, – сегодня по праву считается самым доступным для людей с ограниченными возможностями и безопасным для всех пассажиров в целом».

По словам заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Ирины Просвиряковой, этот успех обеспечен комплексным подходом к созданию доступной среды в метро. «Большинство регионов, – заявила она, – даже не предпринимали таких попыток либо справляются с этой задачей только отчасти». Результатом проведенной в Казани работы стала доступность и безопасность метрополитена для трех категорий лиц с ограниченными возможностями – людей с поражением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и по слуху.

«Когда мы говорим о доступной среде, очень часто подразумеваем лишь наличие пандусов, лифтов и широких дверей. Между тем есть и незрячие, и слабослышащие люди, которых также нужно сориентировать на транспорте», – заметила Ирина Просвирякова.

Начать было решено с удобств для инвалидов-колясочников. В первую очередь были сделаны специальные входные двери с расширенным проемом, к тому же оборудованные специальными датчиками, позволяющими створкам открываться и закрываться плавно. Разработаны и установлены пандусы. Затем пущены лифты, ведь на коляске по лестнице не спустишься. Правда, лифты есть не на всех станциях, где-то используются специальные наклонные подъемники. Теперь первые вагоны всех поездов оборудованы специальными поддонами, уравнивающими полы на платформе и в вагоне. Кстати, этими удобствами могут воспользоваться и граждане с детской коляской, и с тяжелой тележкой.

Укладку тактильных желтых полос, вдоль которых смогут передвигаться незрячие и слабовидящие люди, начали в прошлом году со станции «Суконная слобода». Подобные полосы не были предусмотрены проектом, поэтому от входа в метро до края платформы пришлось демонтировать облицовочный материал и на его место укладывать специальную желтую плитку.

Незрячего яркий желтый цвет не выручит, поэтому он должен ориентироваться по неровно-стям плитки. Так, небольшой уклон направо сигнализирует о том, что нужно повернуть в эту сторону. А вот небольшие, но ощутимые шипы подскажут, что пора остановиться – вы уже на платформе. Сейчас такие полосы есть на всех действующих станциях, причем на новых, которые только откроются, подобное оснащение было заложено в проект.

Разумеется, незрячие пассажиры могут ориентироваться и по звуковой информации. Кстати, отметила заместитель председателя Татарской региональной организации «Всероссийского общества слепых» Галина Липачева, нелишне было бы перенять опыт Москвы в звуковом информировании. Дело в том, что станции в направлении центра города там объявляет женский голос, а на окраины – мужской. Таким образом незрячему легко определить, в какую сторону движется поезд. С развитием казанского метрополитена это тоже будет актуально. По мнению Асфана Галявова, такой вариант вполне приемлем.

Что же касается слабослышащих и глухих пассажиров, то для них более актуальна информация наглядная. На платформах и в вестибюлях метро для инвалидов установлены светодиодные табло и сенсорные информационные терминалы. Пользоваться ими, естественно, могут и все остальные пассажиры. Интересно, что с помощью такого информатора можно разработать маршрут следования (причем не только в метро) ко многим социально значимым объектам – терминал подскажет, на каком транспорте удобнее ехать.

Кстати, похожие новшества по части «Доступной среды» ждут и пассажиров другого электротранспорта, работающего в Казани. Например, современные троллейбусы уже оборудованы откидными аппарелями, в них установлены светодиодные табло и аудиоинформаторы. Следующим этапом реализации программы «Доступная среда» должно стать аудиоинформирование незрячих граждан на остановках общественного транспорта, а также в автобусах и троллейбусах, особенно на социально значимых маршрутах.

В Казани 9 мая откроются три новые станции метрополитена – «Юность», расположенная неподалеку от Московского рынка, «Северный вокзал» – на улице Воровского и «Авиастроительная». Тогда общая протяженность городской «подземки» достигнет 17,2 км. От станции «Проспект Победы» до конечной станции «Авиастроительная» пассажиры смогут до-браться за 24 минуты. Двенадцать электропоездов будут курсировать с интервалом в 4–5 минут.

Во время проведения в Казани Всемирных студенческих игр работа метро будет продлена на час или два. Конкретное решение будет принято ближе к лету.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще