Человеческий фактор в статистике природных пожаров
Встретим весну без огня
В народе не зря говорят: готовь сани летом, а телегу – зимой. То есть любое дело требует тщательной предварительной подготовки, иначе обстоятельства застанут врасплох и останется только охать да заламывать руки, сетуя на собственное легкомыслие. Хорошо, если только охать, а то ведь последствия могут оказаться тяжелыми и даже трагическими.
Природные пожары в последнее время все чаще беспокоят Россию. До сих пор мы вспоминаем горячее лето 2010 года, когда огонь уничтожил миллионы гектаров леса, стал причиной гибели людей. Масштабы стихии были таковы, что привлекли к России всеобщее внимание, ряд стран даже предложил нам свою помощь. Огонь хозяйничал на обширных лесных территориях страны и в 2011 году. По данным космического мониторинга, лесов тогда выгорело даже больше, чем в 2010-м.
Минувший 2012 год, говорят, поставил свои рекорды. Судя по информации Википедии – свободной энциклопедии в Интернете, в июне и июле на значительной территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов возникла сложная пожарная обстановка, вызванная аномальной жарой, отсутствием осадков и сухими грозами. Значительно пострадали леса в Красноярском крае, Томской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. По состоянию на конец июля в Сибири пожарами было охвачено свыше 23 тысяч гектаров леса. Неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации в других регионах. На начало августа суммарная площадь лесных пожаров по стране превысила, по сведениям Рослесхоза, миллион гектаров.
Если бы причина огненной беды крылась только в природных условиях – засухе и отсутствии осадков, сухих грозах! Увы, по статистике 99 процентов лесных пожаров возникает по вине человека – из-за нашей с вами беспечности, неграмотности, равнодушия.
Что преподнесет 2013 год?
- По статистике 99 процентов лесных пожаров в России возникает по вине человека – из-за нашей с вами беспечности, неграмотности, равнодушия
Весна уже началась, скоро растает снег, а лес проснется от долгой зимы. Но пройдет определенное время, прежде чем деревья и кустарники наденут зеленый наряд. И это самый опасный весенний период, когда небрежно брошенная сигарета, искра от непотушенного костра, даже бутылочный осколок, пронизанный солнечным лучом, могут спровоцировать пожар в лесу, еще не покрывшемся листвой.
Поэтому в Татарстане уже с 25 апреля (а кое-где в России и раньше) объявляют противопожарный режим. В такие дни въезд и вход населения в лесные массивы, ради нашего же блага, ограничивается или вовсе запрещается. Подобный запрет ожидается и нынче.
Другое дело, что в Татарстане уже два года подряд не зафиксировано ни одного лесного пожара. Хочется надеяться, что мы и впредь сумеем защитить лес от огня. Опыт такой работы республикой накоплен. И не случайно именно Казань стала местом проведения брифинга «Весна без огня», поучаствовать в котором специально приехал из Москвы руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин. Участниками встречи с журналистами республиканских СМИ стали также директор Волжско-Камского природного биосферного заповедника Юрий Горшков, начальник отдела административной практики Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РТ Ильдар Ханипов.
За сельхозпалы – к ответственности
Главной на брифинге стала на первый взгляд банальная, но очень злободневная тема выжигания сухой растительности по весне. Делается это якобы в целях очистки территорий от мусора, сорняков и даже улучшения состава почвы. Увы, мнение ошибочное. Ученые убеждают: так называемые сельхозпалы не только бесполезное, но и крайне вредное для окружающей среды мероприятие, на долгие годы уничтожающее на местах пепелищ полезную флору и фауну. Процесс поджога сухостоя еще и крайне опасен, так как нередко приводит к пожарам, уничтожающим жилые дома и хозяйственные постройки. Самое же страшное – гибнут люди.
Представители «Гринписа» начали всероссийскую кампанию в целях изменения общественного мнения и введения законодательного запрета на выжигание сухой растительности. Такой запрет действует, в частности, в Башкортостане, Воронежской области, но лишь на региональном уровне. Для того, чтобы он был официально введен повсеместно, необходимо собрать не менее ста тысяч подписей. Активное участие в этой акции приняли жители Татарстана, в первую очередь, студенты казанских вузов.
Выступая перед журналистами, Михаил Крейндлин отметил:
– Мы не случайно выбрали Казань местом проведения столь ответственной встречи. Дело в том, что Татарстану в последние годы удается успешно бороться с лесными пожарами, в том числе благодаря запрету на палы травы. Несмотря на то, что решить проблему поджогов травы в целом по России пока не удалось, пример Татарстана может быть использован в других регионах страны.
Кстати, первый в 2013 году серьезный материальный ущерб нанесли палы сухой травы в Калининградской области – здесь огонь повредил пластиковые трубы строящихся газопроводов. И это лишь начало – массовые палы сухой травы, стерни и тростника только разворачиваются в южных регионах европейской части России…
Палы, по мнению специалистов, являются главной причиной лесоторфяных возгораний, из-за которых возникает до 40 процентов лесных пожаров. Палы быстро распространяются по открытым пространствам под действием сильного ветра, захватывают большие территории. Так, первые крупные лесные и торфяные пожары 2010 года в европейской части России возникли именно от того, что
Вот почему «Гринпис» России настаивает на привлечении к ответственности как самих нарушителей, так организации, сельхозпредприятия, на территориях которых горит сухая трава.
Михаил Крейндлин обратил внимание на то, что в настоящее время лесные пожары в России «не подлежат учету, не существует специальных служб, которые несли бы ответственность за борьбу с ними». И в этом, по его мнению, наша главная беда. Представитель «Гринписа» с тревогой поведал о предстоящем лете, которое, по прогнозам синоптиков, вновь обещает быть сухим и жарким.
Кто предупрежден, тот защищен
В последние годы надежный заслон от огненной стихии обеспечивают сотрудники Волжско-Камского природного биосферного заповедника, расположенного в непосредственной близости от Казани – в Зеленодольском районе. Сказываются системная профилактическая работа, четкий надзор за заповедной территорией.
– Так мы намерены действовать и дальше, – заверил Юрий Горшков, – но беспокоит то, что неоднократно сталкивались с поджогами травы на прилегающих территориях. А ведь огонь границ не признает, травяной пожар легко преодолевает большие расстояния и может перерасти в лесной. Поэтому сегодня так необходимы не только пропагандистская работа, но и правовое решение проблемы. Тем более что от поджогов сухой растительности страдают и сами люди — по данным МЧС, за 2011–2012 годы из-за травяных пожаров сгорело 85 строений.
Продолжая тему, Ильдар Ханипов напомнил, что в масштабах всей страны за сжигание сухой травы, если оно повлекло уничтожение имущества или гибель людей, если при этом сгорело хоть одно дерево, – наступает уголовная ответственность. «Если же ничего подобного не случилось, – сказал он, – никто никакой ответственности за поджог травы не несет, и вряд ли это правильно».
В этом, наверное, суть проблемы: наказание следует только за конкретное повреждение, поэтому виновники палов рассчитывают, что авось пронесет. Есть и другое убеждение: не пойман – не вор, отыскать человека, поджегшего сухую траву, из-за чего случился пожар, привлечь его к ответственности бывает очень трудно. Другое дело – полный запрет сельхозпалов независимо от последствий. Это конкретная профилактическая мера, которая спасет нас от большой беды.
- Так называемые сельхозпалы не только вредят окружающей среде, они могут вызвать поистине катастрофические пожары, которые уничтожат жилые дома и хозяйственные постройки
Ильдар Ханипов рассказал, что надзор за насаждениями и противопожарные мероприятия в лесных массивах осуществляет Рослесхоз, в Татарстане это прерогатива Минлесхоза. Но в случае реальной опасности сотрудники МЧС всегда приходят на помощь. В их распоряжении обученные кадры, мощная техника, в том числе специальные вертолеты для тушения лесных пожаров. В республике стало традицией проводить противопожарные учения совместно с представителями лесной отрасли.
Как тут не вспомнить знаменитое изречение Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою»? На этом принципе основана сегодня вся лесная противопожарная политика в республике. Именно профилактика позволяет держать огонь в узде, надежно защищать леса от пожаров.
Помнится, лет десять назад довелось проехать по лесхозам республики с целью проверки их готовности к борьбе с лесными пожарами. Увы, ситуация оставляла желать лучшего – оснащенность пожарных служб в то время явно была не на высоте, лесники жаловались на отсутствие современной мощной техники.
Сегодня положение кардинально изменилось. Благодаря ответственному отношению к данной проблеме руководства Минлесхоза, постоянному вниманию со стороны Правительства и Президента республики противопожарное хозяйство отрасли оснастилось новейшей техникой. Леса Татарстана от огненной стихии охраняют четыре пожарно-химические станции третьего типа, которые считаются в России самыми современными. Они дислоцируются на территории Зеленодольского, Сабинского, Лениногорского и Кайбицкого районов, в ближайшие дни открывается пятая такая станция в Лаишевском лесничестве, в перспективе – создание ПХС в Нурлатском районе.
Очень важно, что в нашей республике на страже леса стоит все общество: муниципалитеты, руководители предприятий, общественные организации, студенты и школьники. Не только в дни противопожарного режима, но постоянно работают «горячие телефоны», проводятся беседы с населением, активную пропаганду ведут СМИ. Такая солидарность создает надежный заслон, спасает леса от пожаров. Думается, такой пример может быть полезен всей России.