Экзамен с социальным уклоном

Атмосфера вчерашнего заседания Госсовета навела на необидное сравнение с суетой в школьных и институтских коридорах в дни экзаменов.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

Атмосфера вчерашнего заседания Госсовета навела на необидное сравнение с суетой в школьных и институтских коридорах в дни экзаменов.

Впрочем, окажусь недалеко от истины, если скажу, что вчера наши законодатели фактически “сдавали зачет” на профессиональное мастерство. Причем по предметам, значимость которых подтвердил и Президент Минтимер Шаймиев, который принял активное участие в парламентских дебатах.

Речь шла, в частности, о проблемах, связанных с получением жилья по социальной ипотеке, образованием, дорожным хозяйством, с обеспечением населения достойным объемом продуктов и потребительских услуг.

Обсуждение отдельных вопросов повестки дня (а их с учетом дополнительных набралось 63), проходило настолько бурно, что Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, который вел заседание, вынужден был напомнить кое-кому из депутатов о правилах поведения в парламенте. А теперь подробнее…

Спорные метры социальной ипотеки

– В ходе реализации республиканской программы социальной ипотеки обнаружилась серьезная проблема. Не хватает квартир. Например, однокомнатных, соответствующих по метражу социальным нормативам. Люди вынуждены платить за лишние метры, ведь других-то квартир нет! Считаю, необходимо на законодательном уровне урегулировать ситуацию, – заявила с трибуны депутат от фракции КПРФ Насима Столярова.

– Считаю, что нецелесообразно в корне менять сложившуюся систему социальной ипотеки, – возразил ей исполнительный директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ Талгат Абдуллин.

– Нельзя принуждать людей к дополнительной оплате, необходимо просчитывать спрос на те или иные квартиры, исходя из практики, – включился в диалог Минтимер Шаймиев. – Человек должен получить то жилье, которое он хочет. Другое дело, если у него есть деньги и желание приобрести жилье с большей площадью. А такая потребность может появиться по мере увеличения доходов населения республики. И это неплохо. Механизм социальной ипотеки должен быть четким и ориентированным на интересы и возможности человека.

– На практике реализация подобных программ всегда требует уточнений, – поддержал главу Татарстана Фарид Мухаметшин.

Детей второго сорта не бывает!

Ожидаемо громким оказалось обсуждение изменений, вносимых в республиканский Закон “Об образовании”, которые на сессии представил заместитель министра образования и науки Данил Мустафин. В соответствии с федеральным законодательством из этого закона, к примеру, исключается статья, регулирующая образовательный стандарт, а вместе с ним из системы образования выпадает и национально-региональный компонент. Напомню: он позволял субъектам РФ самостоятельно устанавливать, в частности, объем преподавания национальных языков в начальной школе.

Незадолго до сессии этот вопрос обсуждался на заседании Комитета Госсовета по науке, культуре и национальным вопросам, и депутаты заявили, что не одобрят поправку до тех пор, пока не решится судьба федеральной законодательной инициативы, которую парламент республики внес в Государственную Думу еще в прошлом году. Вчера разговор в контексте ситуации снова шел на повышенных тонах.

– Депутаты нашего комитета не удовлетворены тем, что, в частности, статья 7-я о государственных образовательных стандартах исключается, это оказалось для нас неожиданностью. Государственный Совет по этому вопросу принимал специальные решения, готовит законопроект о возвращении национально-регионального компонента, ведет с Государственной Думой конкретные переговоры. Общественные организации татар бьют набат по данному вопросу. А авторы законопроекта словно всего этого не слышат! При подготовке законопроекта ко второму чтению хотим внести в него свои изменения, – заявил председатель Комитета Госсовета по науке, культуре и национальным вопросам Разиль Валеев. Его поддержал и депутат от фракции коммунистов Роберт Садыков.

– Мы, как представители разных партий, нередко расходимся в позициях по тому или иному закону. Но в данном случае согласны, что ситуация с национально-региональным компонентом представляется просто безобразной. Кроме того, в целом в российском законе нет реальных мер по улучшению образования. Нерешенной остается главная проблема в этой сфере – финансирование. Директоров школ привлекают к суду за то, что они не обеспечивают должного уровня пожарной безопасности, а денег на эти цели им не дают! – констатировал депутат.

А вот представляющую партию “Справедливая Россия” Флюру Зиятдинову заинтересовал другой момент: как быть с девятиклассниками, которых закон теперь не позволяет принимать в профессионально-технические училища без одиннадцатилетнего среднего образования? Ответ заместителя министра был кратким – нужно доучиваться. К тому же сокращенные программы, которыми пользовались профтехучилища, изъяты из образовательного стандарта.

– Знаете что, нужно найти другое название этим училищам, – неожиданно предложил Президент Минтимер Шаймиев. – А то в нашем сознании как-то неправильно закрепилось – если ребенок идет учиться в ПТУ, значит он “второсортный”? Нет, этого не будет. И школы не должны избавляться от девятиклассников как от производственного брака. Решение принято – все должны получить полноценное среднее образование, – закрыл тему глава республики.

Лошадиные силы

Обозначив болезненную тему повышения транспортного налога, депутаты заволновались. Предложенный Правительством в первом чтении законопроект при обсуждении в комитетах Госсовета получил неоднозначную оценку. К примеру, члены Комитета по бюджету, налогам и финансам его поддержали, а Комитет по социальной политике высказался против. Суть вот в чем: законопроектом предлагается увеличить с 1 января 2009 года ставки транспортного налога по всем категориям транспортных средств до четырехкратного размера ставок, предусмотренных соответствующим федеральным законодательством, за исключением легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., зарегистрированных на физических лиц, по которым ставки устанавливаются в двукратном размере, и мототранспорта, по которому ставки предусматриваются “без изменений”.

– В Татарстане ставки по транспортному налогу не индексировались с 2004 года, в то время как в большинстве других субъектов Российской Федерации они увеличивались до максимальных размеров, предусмотренных федеральным законодательством. Другая цель повышения налога – полученные от него средства будут направлены на поддержание дорожной инфраструктуры Татарстана, состояние которой вызывает постоянные нарекания жителей республики, – пояснил законодательное новшество председатель парламентского Комитета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин.

– Понятно, что дороги нужно ремонтировать, но немалое количество автомобилей именно с объемом до ста лошадиных сил принадлежит гражданам с малым доходом, например, пенсионерам. А для них большой проблемой является плата даже по сниженной налоговой ставке. Считаем, здесь нужен дифференцированный подход. Депутаты готовы поддержать законопроект в первом чтении, но при условии, что ко второму чтению будут разработаны и внесены поправки, позволяющие сгладить остроту вопроса, – выразил общее мнение членов Комитета по социальной политике его председатель Чингис Махмутов.

Точки над “i” расставил Фарид Мухаметшин:

– Вопрос небесспорный. Неслучайно Правительство дважды вносило законопроект на рас-смотрение Госсовета и дважды депутаты его практически по тем же мотивам отклоняли. Было бы стратегической ошибкой не вернуться к нему, тем более что основные замечания теперь, считаю, учтены, – подчеркнул Председатель Госсовета. – В частности, существенно поддержаны владельцы мотоциклов, если учесть, что они остаются главным транспортным подспорьем на селе.

Кроме того, если оставить минимальный размер налога как есть, бюджет республики потеряет более 300 миллионов рублей. В конечном счете, никто не отменял принцип рынка: владеешь имуществом – плати налоги.

В итоге законопроект принят в первом чтении.
 
Не оказаться у крайней черты

Парламентскими дебатами сопровождалось и обсуждение двух других социально значимых для республики законопроектов в первом чтении – о потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете. К сожалению, в данном случае малое газетное пространство не позволяет подробно прокомментировать все выступления “за” и “против”. А у законопроектов нашлись как сторонники, так и оппоненты. Речь идет о том, что некоторые показатели, в частности, устанавливающие объемы потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и потребительских услуг, отстают от аналогов в других российских регионах. Ситуацию, считают законодатели, необходимо исправить.

В ближайшее время мы обязательно вернемся к этой теме в наших публикациях, а пока скажу, что депутаты с учетом жесткой рекомендации руководителя республиканского парламента – детально доработать законопроекты в кратчайшие сроки – приняли документы в первом чтении.

Парламентский корпус рассмотрел и другие вопросы повестки и к окончанию рабочего дня завершил сессию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще