7 мая в Казани официально были открыты два пешеходных перехода на улицах Оренбургский тракт и Файзи. В Госавтоинспекции уверены, что аварийность с участием пешеходов на этих участках снизится практически до нуля.
Одними из первых удобство новых переходов ощутили мэр Казани Ильсур Метшин и глава Госавтоинспекции республики Рифкат Минниханов.
По статистике ГИБДД, Оренбургский тракт в районе остановки "Казанская ярмарка" и проспект Победы с множеством перекрестков являются одними из наиболее оживленных мест в Казани, а значит, и наиболее опасными. Лишь за два последних года перед Казанской ярмаркой произошло 13 ДТП, в которых один человек погиб и 12 были травмированы. Вблизи остановки "Файзи" зафиксированы 20 аварий, жертвами которых стали два человека, а 25 получили ранения.
Как утверждают в Госавтоинспекции, каждое третье ДТП в республике происходит по вине пешеходов, которые зачастую пренебрегают элементарными правилами безопасности. Пугающая статистика: с начала 2008 года по этой причине случилось более 230 ДТП, в которых погибли 29 человек, 208 получили серьезные травмы. Половина из всех автоаварий приходится на Казань.
Стоит отметить, что поначалу пешеходный переход на Оренбургском тракте был запланирован в надземном варианте, однако потом специалисты все же пришли к выводу о необходимости строительства подземного перехода. В итоге его длина составила 33 метра, он имеет четыре лестничных схода и пандусы для детских колясок. Немаловажная деталь – переход оборудован двумя камерами видеонаблюдения, а вблизи него на световых опорах имеются специальные кнопки для вызова госавтоинспектора, который может остановить движение. Таким образом, оживленную проезжую часть смогут преодолевать инвалиды. Стоимость строительства этого перехода составила 43 миллиона рублей, средства были выделены в рамках республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2009 годы".
Вопрос о строительстве пешеходного перехода на остановке "Файзи" поднимался на разных уровнях городской и республиканской власти уже восемь лет. В итоге переход был возведен за счет федеральной программы безопасности дорожного движения. Он стал четвертым в России, построенным в ее рамках. Как заверили в администрации Казани, уже запланирована вторая очередь строительства, предусматривающая оборудование этого перехода лифтами для маломобильных групп населения.
По словам начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова, кроме того, что эти пешеходные переходы сократят аварийность, в случае с Оренбургским трактом они еще и разгрузят проезжую часть. Ведь теперь водителям не придется тормозить перед "зеброй".
Известно, что строительство подземных пешеходных переходов обходится существенно дороже наземных. В основном это связано с переносом всех коммуникаций, пролегающих под землей на месте будущего перехода. К примеру, чтобы перенести все коммуникационные сети на перекрестке проспект Ямашева-улица Мусина, где также запланировано строительство перехода, по предварительным оценкам, необходимо 80 миллионов рублей. Несмотря на такую финансовую разницу между наземными и подземными переходами, для Казани предпочтительнее второй вариант. Как объяснил мэр столицы Ильсур Метшин, во-первых, не нарушается архитектурный облик города, во-вторых, важную роль играет наша психология. Человек устроен так, что сделать первый шаг вниз ему гораздо легче, нежели ступить на лестницу, ведущую наверх. И не важно, что количество ступеней вверх и вниз в любом переходе одинаково.
В этом году, по данным столичной администрации, планируется сдать еще четыре пешеходных перехода: на Оренбургском тракте (возле магазина "Бахэтле"), на остановке "Ветеринарная академия", а также на перекрестках Ямашева-Мусина и Ямашева-Амирхана. Общая сумма строительства составляет свыше 400 миллионов рублей.
Ильсур Метшин отметил, что, согласно генплану Казани, в городе должно появиться еще 28 пешеходных переходов. Вместе с тем в столице будут приниматься и другие меры по обеспечению безопасности дорожного движения. В том числе по решению вопроса дорожных заторов и пробок, которых в городе с каждым месяцем становится все больше, поскольку количество автотранспорта в Татарстане заметно увеличивается. Например, этим летом планируется ввести систему, которая при существующих дорогах позволит создавать протяженные "зеленые коридоры". По словам Ильсура Метшина, эта программа, которая успешно работает в Европе уже 25 лет, городской администрацией приобретена. И к новому учебному году мэрия предложит новую организацию дорожного движения – своеобразные "интеллектуальные дороги". Суть их в том, что один и тот же светофорный объект в течение суток будет три раза менять режим работы, подстраиваясь под наибольшую интенсивность движения. Таким образом, все эти меры, включая "интеллектуальные дороги", можно назвать переходом на новый уровень организации как автомобильного, так и пешеходного движения в столице республики. Все это, кроме удобства передвижения, должно решить одну из главных проблем – высокую степень аварийности с участием пешеходов.