Москва. Метрополитен. Поезд набирает ход. Одна, две, пять минут. Черный тоннель бесконечен. Сотни людей заперты в железных коробках. Стук колес заглушает вкрадчивый шепот. Шепот зловещей стихии. Паника, страх, животное желание выжить…
Всероссийская премьера фильма «Метро» по одноименному роману российского писателя Дмитрия Сафонова (продюсерская компания Игоря Толстунова «ПРОФИТ») состоялась 21 февраля. Лично у меня кино вызвало «разлохмаченные» эмоции. С одной стороны, картина смотрится на одном дыхании, местами хочется глаза закрыть, так все реалистично и жизненно.
С другой стороны, когда первое «ах!» проходит, невольно начинаешь примеривать события на окружающую действительность. Это понятно, ведь метро мы пользуемся ежедневно. И отчетливо понимаешь, что в фильме не хватило деталей, за которые можно было бы зацепиться для самоуспокоения: оказывается, и в такой ситуации, если что, можно спастись, выжить. Если перенести действие фильма, что называется, под «кальку» за экранное изображение, отвечаю: сто пудов, не спасемся!
Впрочем, наверное, у фильма-катастрофы иная задача. Например, выявлять проблемы, предупредить, показать со стороны, как это может быть, если
Но почему-то на ум приходит сюжет другого фильма-катастрофы – советских времен, культового «Экипажа». Там сценаристы и режиссер просто не оставляют места для сомнений: профессионалы придут тебе на помощь, без долгих размышлений спасут любой ценой, даже собственной жизни, и от этого ощущение беспомощности перед страшной стихией отступает на второй план.
В фильме «Метро» первым, кто проявляет тревогу по поводу «странной» воды, пахнущей тиной (это означает, что в тоннель просочилась речная влага с поверхности, из Москвы-реки), оказывается простой потомственный метростроевец, пожилой и пьющий мужчина. И ему по этой самой причине элементарно не верят специалисты центра управления движением подземки. Мол, видения у тебя, дяденька, на почве приема алкоголя. Молодой сотрудник дружески выпроваживает коллегу на поверхность, а тот и впрямь сразу хватается за бутылку. Но вот вопрос: если бы поверили, немедленно снарядили проверку, насколько бы это отодвинуло катастрофу в метро? Удалось бы избежать крушения состава, попавшего в эпицентр подземного наводнения: поезд бы задержали на станции, провели срочную эвакуацию пассажиров, и… не было бы кино.
В одном-единственном месте, в ходе заседания штаба ликвидации ЧП, один из персонажей произнес ключевую, в сущности, объясняющую первопричину катастрофы фразу, которая заставила поежиться: авария давно «напрашивалась». Она произошла на кольцевой ветке метро. Наверху – практически центр Москвы, идет интенсивная коммерческая застройка, настолько плотная, что нагрузки не выдерживают старые берегоукрепительные сооружения, подземные коммуникации. Больше к этой теме авторы фильма не возвращаются. Неслучайное совпадение: один из главных персонажей картины, попав в пробку, решает ехать на метро. Он опаздывает на подписание выгодного контракта на постройку здания как раз в центре столицы…
- Съемки сегодняшней Москвы с ее пробками и мегастройками одновременно и великолепны, и вызывают чувство беспомощности перед цивилизацией. Нас побеждают нами же порожденные детища
Заставляет задуматься и еще одна непреодолимая пока что проблема любого мегаполиса: из-за транспортного коллапса к месту аварии смогли пробиться лишь единичные группы спасателей. Съемки сегодняшней Москвы с ее пробками и мегастройками одновременно и великолепны, и вызывают чувство беспомощности перед цивилизацией. Нас побеждают нами же порожденные детища…
Лично для меня вопрос безопасности в метро не праздный. Года три назад, будучи в командировке в Москве, оказалась на станции «Октябрьская». На середине пути поезд остановился, в вагоне погас свет, затем бесстрастный женский голос из динамика заверил, что «еще несколько минут, и проследуем дальше». До станции мы доехали, но к этому времени было вообще приостановлено движение составов. На этом участке скопилась масса пассажиров, поскольку эскалаторы с такой толпой просто не справлялись. Милиционеры, нужно отдать должное, быстро соорудили из металлических ограждений
На мой непредвзятый вкус актеры и массовка убедительны, за ощущение «драйва» режиссеру Антону Мегердичеву, оператору и всей съемочной группе спасибо. Приятно было увидеть в фильме известных актеров Анатолия Белого, Светлану Ходченкову, Станислава Дужникова…
И еще один момент. В фильме группа журналистов, работающая на «жареном» материале, выглядит вполне прилично, за что можно выразить признательность тому же режиссеру. Зная по личному опыту, как трудно добывать «эксклюзив», могу только порадоваться, что в данном случае коллегам-телевизионщикам удалось и человеческое лицо сохранить, и профессиональные навыки проявить по полной программе.