Во вторник на летно-испытательном полигоне Казанского авиационного производственного объединения имени Сергея Горбунова новый боевой стратегический лайнер Ту-160 был передан на вооружение Военно-воздушным силам России.
Напомним, что сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 разработан во времена Советского Союза конструкторским бюро Андрея Туполева. Первые летательные аппараты данного типа сошли со стапелей КАПО в 1986 году и в начале
1987-го поступили в тяжелобомбардировочный авиаполк, дислоцировавшийся в Прилуках (Украина). Ту-160 стал самым крупным в истории авиации сверхзвуковым самолетом, который пилоты окрестили “белым лебедем”. Кстати, большинство ракетоносцев-“лебедей” имеют и собственные имена, к примеру, “Михаил Громов”, “Илья Муромец”, “Валерий Чкалов”…
В 1992 году Президент России подписал решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. К тому времени было построено 35 таких самолетов. Тогда же Россия прекратила полеты стратегической авиации в удаленные регионы, начала разоружаться, выполняя договор ОСВ-2. В августе прошлого года ситуация изменилась – наша страна возобновила дальние полеты, и ВВС потребовалось обновление самолетного парка.
Почти два года назад КАПО уже передало в боевой состав воздушных сил модернизированный
Ту-160, построенный еще в 1986 году и использовавшийся в последующие годы для проведения испытаний. Этот самолет был назван “Валентином Близнюком” – в честь главного конструктора по Ту-160 ОАО “Туполев”.
Лайнер, символические ключи от которого генеральный директор КАПО Васил Каюмов в минувший вторник вручил командиру 121-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка полковнику Анатолию Серебрякову, – не модернизированный, а совершенно новый. В свое время он остался недостроенным и долго простоял в законсервированном виде. В прошлом году казанские самолетостроители при финансовой поддержке Минобороны “довели его до ума”, оснастили новейшим вооружением, современной авионикой, передовым навигационным оборудованием. Провели все необходимые испытания.
– Сегодня после долгого перерыва мы поднимаем на крыло новый самолет, – констатировал Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, участвовавший в торжественном митинге по случаю передачи нашего лайнера военным. – Это чрезвычайно важное событие в жизни нашей страны. Отрадно, что российская экономика возрождается, в том числе предприятия по производству авиационной техники. Помню, в девяностые годы в цеха Казанского авиазавода страшно было заходить: полуосвещенные, неотапливаемые… Тогда руководство Татарстана старалось сделать все возможное, чтобы поддержать трудовой коллектив КАПО. К счастью, те тяжелые годы позади.
Алексей Федоров, президент Объединенной авиационной корпорации (ОАК), в которую вскоре войдет недавно акционированное КАПО, отметил, что Казанский авиазавод и в советский период был лидером авиационной промышленности нашей страны, и сейчас остается таковым.
– После того как Казанское авиационное производственное объединение присоединится к корпорации, оно продолжит выпускать гражданские среднемагистральные машины Ту-214 разных модификаций, – сказал руководитель ОАК. – Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о запуске в серийное производство на этом заводе ближнемагистрального самолета салонного типа Ту-334, предназначенного для государственной и деловой авиации. Предполагаю, что в перспективе мы доведем строительство боевой и гражданской техники на КАПО до соотношения 50 на 50.
На вопрос корреспондента “РТ”, будет ли возобновлено серийное производство стратегического лайнера Ту-160 и какова судьба еще остающихся в консервации сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160, Алексей Федоров ответил:
– Научно-технический прогресс не стоит на месте, и требования к авиационной технике изменились. Поэтому сейчас обсуждается облик следующего воздушного авиакомплекса стратегической дальней авиации. На разработку нового самолета уйдет несколько лет. Но строить его, думаю, будут на КАПО. А что касается имеющегося небольшого технического задела, то в настоящее время решается с Министерством обороны вопрос о достройке этих летательных аппаратов и передаче их Вооруженным силам.
Новый Ту-160 получил имя “Виталий Копылов” – в память о человеке, возглавлявшем Казанский авиазавод в 1973-1993 годах и не пережившем производственный крах родного предприятия. Как отметили заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Юрий Борисов, главнокомандующий 37-й воздушной армией генерал-майор Павел Андросов и другие, Виталий Копылов был одним из самых талантливых руководителей в авиационной отрасли. Он внес огромный вклад в освоение серийного производства не только лайнера Ту-160, но и других самолетов.
Президент ОАО “Туполев” Игорь Шевчук высказал уверенность в том, что у таких летательных аппаратов, как Ту-160, впереди еще долгая жизнь: они не менее 45 лет будут оставаться мощным оружием, сдерживающим внешнюю агрессию. А начальник штаба ВВС России Игорь Хворов добавил: “Потенциал у Ту-160 по всем параметрам в полтора раза выше, чем у знаменитого американского стратегического бомбардировщика В-1, в пику которому в свое время и был создан наш сверхзвуковой лайнер”. Он также сообщил, что новый стратегический ракетоносец станет шестнадцатым по счету самолетом такого типа, направленным в распоряжение 121-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка.
В тот же день наш Ту-160 после демонстрационного полета улетел в Энгельс (под Саратов), где и “квартируется” 121-й полк. Казан-ский лайнер также провожали первый вице-премьер Борис Павлов, министр промышленности и торговли Александр Когогин, советник Премьер-министра по вопросам машиностроения, оборонной промышленности и конверсии Назир Киреев, работники КАПО и руководители татарстанских предприятий “оборонки”.