Человеческое измерение государственной функции

«Ваша служба затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, и здесь не следует довольствоваться достигнутым: задача активной защиты прав потребителей не теряет актуальности».

Такими словами подытожил работу итоговой коллегии татарстанского управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и.о. Премьер-министра Равиль Муратов, принявший участие в ее заседании.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

information_items_72270

«Ваша служба затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека, и здесь не следует довольствоваться достигнутым: задача активной защиты прав потребителей не теряет актуальности».

Такими словами подытожил работу итоговой коллегии татарстанского управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и.о. Премьер-министра Равиль Муратов, принявший участие в ее заседании. В правильности именно такой постановки вопроса убеждают примеры, приведенные в основном докладе, прозвучавшем на коллегии. Так, в 2012 году, по сравнению с предыдущим, с 76 до 84 процентов увеличилась доля юридических лиц и предпринимателей, работающих с нарушениями законодательства. Ряд предприятий, оповещенных о визите надзорных органов с проверкой, предпочли… самоликвидироваться. Согласитесь, это весьма примечательные факты.

Докладывая о работе службы в минувшем году, анализируя эффективность контрольной и надзорной деятельности, руководитель управления Марина Патяшина отметила, что в отчетный период на контроле находилось более 30 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Всего было проведено 7029 проверок, из них 53 процента – плановые, более тысячи – по заданию прокуратуры.

Службой по-прежнему делается упор на административные расследования как одну из самых эффективных форм надзора. За год по итогам таких расследований наложено 2335 штрафов на общую сумму 7,5 миллиона рублей. При этом в целом по республике доля неисполненных предписаний составляет 42 процента. В ряде районов исполнительская дисциплина и вовсе оставляет желать лучшего: в Сабинском, например, проигнорировано почти 90 процентов требований Роспотребнадзора, в Зеленодольском – 64 процента. В то же время руководитель самокритично отметила: часть предписаний из-за их некачественного оформления работниками службы оспаривается в суде.

Несмотря на то, что в прошлом году обеспечение населения качественной водой осталось на уровне предыдущего, в 24 районах, в том числе Актанышском, Агрызском, Новошешминском, Спасском, Пестречинском, Черемшанском, Арском, Атнинском, Муслюмовском, Тукаевском, Ютазинском, отмечено ее ухудшение по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. В республике по-прежнему выше, чем в целом по России, степень загрязнения атмосферного воздуха. Особенно в зоне концентрации предприятий нефтехимического комплекса. Все еще остро стоит проблема эпидемиологической и экологической безопасности рекреационных зон: из 190 водоемов, используемых населением для купания, лишь 13 соответствуют требованиям.

Несмотря на то, что радиационная ситуация в республике на протяжении ряда лет остается стабильной и основной показатель радиационной безопасности в 1,3 раза меньше средней индивидуальной дозы по России, Марина Патяшина обеспокоена увеличением доли облучения населения за счет компьютерной томографии. В связи с этим она призвала врачей не направлять пациентов на такое обследование без особой необходимости.

Неблагоприятными, а порой и опасными для здоровья признаны условия труда на 73 процентах татарстанских предприятий. Меньше всего внимания этому вопросу уделяется в аграрном секторе. И как следствие – именно здесь фиксируется самый высокий уровень профзаболеваемости. При этом 90 процентов заболеваний выявляется при самостоятельном обращении работников, так как на предприятиях АПК ежегодные профосмотры – большая редкость.

Еще одним важным направлением деятельности службы в прошлом году была защита населения от недоброкачественной продукции. Результаты исследования показали, что массового поступления некачественных продуктов питания в торговлю и общепит не было, удельный вес продукции, не соответствующей требованиям, остался на уровне 2011 года – 3,1 процента. Но руководителя службы беспокоит то, что за последние два года в республике на 30 процентов снизилась реализация йодированной соли и как следствие – вдвое увеличилась йододефицитная заболеваемость среди детей.

Роспотребнадзор считает свою деятельность по защите прав потребителей важнейшей государственной функцией, направленной на оптимизацию общественных отношений на потребительском рынке. В прошлом году зарегистрировано 9,5 тысячи обращений граждан (на 1230 заявлений больше, чем в 2011-м), причем 70 процентов из них – это жалобы на нарушение потребительских прав, в основном в сфере торговли, жилищно-коммунальных и финансовых услуг. По всем обращениям проведена соответствующая работа. В целом поставленные перед службой задачи в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в прошлом году выполнены, подвела итог Марина Патяшина.

Учитывая важность темы, коллегия, помимо основного доклада, заслушала содоклады главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» Васила Зиатдинова, заместителя министра здравоохранения Сергея Осипова и заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму Сергея Иванова. Прямо скажем, к насыщенному конкретикой докладу Марины Патяшиной они мало что добавили. Не случайно откровенно дежурное, к тому же пространное выступление заместителя министра здравоохранения вызвало резкую критику со стороны Равиля Муратова, так и не получившего ответы на ряд конкретно поставленных вопросов.

Впрочем, Сергей Иванов, рассказавший участникам коллегии о том, что предстоит делать надзорным службам в преддверии и в дни проведения летней Универсиады, лишний раз напомнил, насколько высока степень ответственности служб Роспотребнадзора как в сфере общественного питания, так и в плане обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности участников и гостей Всемирных студенческих игр.

Подводя итог обсуждению, Равиль Муратов отметил, что в последние годы в республике многое сделано для того, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Вместе с тем остаются вопросы, которые из года в год не находят решения, и на них следует обратить пристальное внимание.

Призвав сотрудников управления Роспотребнадзора еще активнее защищать права потребителей, и.о. Премьер-министра рекомендовал службе «быть жестче» в вопросах экологического благополучия населения и в использовании предоставленных ей полномочий.

В работе коллегии также участвовали главный федеральный инспектор по Республике Татарстан Рустам Идрисов, представители аппаратов Президента, Кабинета Министров, Госсовета, министры, руководители ряда федеральных и республиканских ведомств, исполкомов, вузов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще