Казанская броня

Танку как боевому оружию уже почти 100 лет. Однако его вековая история так насыщена борьбой конструкторских идей, так богата героикой боевых свершений, что накануне Дня защитников Отечества есть повод вспомнить о танках и танкистах Казанского гарнизона.

information_items_72181

Танку как боевому оружию уже почти 100 лет. Однако его вековая история так насыщена борьбой конструкторских идей, так богата героикой боевых свершений, что накануне Дня защитников Отечества есть повод вспомнить о танках и танкистах Казанского гарнизона.

На нашем фото – танк на постаменте. Эта «тридцатьчетверка» в годы Великой Отечественной войны стала символом доблести и славы российского оружия. И не случайно боевая машина с надписью «За Родину!» обрела вечную стоянку у Казанского высшего военного командного училища.

На полях сражений в 1941 – 1945 годах в жестоких схватках сходились танки Советского Союза и фашистской Германии. В этих боях участвовали и боевые машины с казанской «пропиской».

ЛАБОРАТОРИЯ БРОНИ – В ПОДВАЛАХ КАИ

С началом войны вместе с другими научными учреждениями Академии наук СССР в Казань был эвакуирован Ленинградский физико-технический институт (ЛФТИ). Столица Татарстана гостеприимно приняла эвакуированных, где сразу же были развернуты исследования во всех лабораториях института.

В подвалах Казанского авиационного института разместилась лаборатория танковой брони, которая занималась созданием конструктивной защиты танка. Сначала этой работой руководил В.Л.Куприенко. После его смерти, по указанию директора ЛФТИ, легендарного академика А.Ф.Иоффе в конце декабря 1941 года лабораторию возглавил Игорь Васильевич Курчатов, отозванный с Черноморского флота.

Условия жизни в эвакуации Курчатов описывал так: «Здесь, в Казани, с жильем неважно. Мы с Мариной Дмитриевной живем в проходной комнате, правда, в хорошем доме». Жили Курчатовы в Школьном переулке. Здесь ученый стал отращивать свою знаменитую бороду, и коллеги дали ему прозвище Бородач.

Над проблемой повышения противопульной и противоснарядной стойкости брони под руковод-
ством И.В.Курчатова трудились Л.И.Русинов, Л.Я.Суворов, Л.М.Шестопалов. Не увеличивая толщину брони, эти ученые-физики решили изменить конструкцию защиты танков путем оснащения их наиболее уязвимых узлов и агрегатов «стержневыми экранами» из конструкционной стали диаметром 16–25 мм (бетонная арматура).

Испытания конструктивной брони проходили на Казанском танкодроме. Башню танка экранировали стальными решетками, а корпус был с экранирующими подкрылками. Если броню штампованных башен бронебойные и подкалиберные снаряды с вольфрамовыми сердечниками пробивали, то на танке с экранированием оставляли лишь небольшие вмятины.

Специально созданная комиссия отмечала: «Результаты полигонных испытаний снарядами и пулями брони с решетчатым экранированием показали, что при правильном выборе параметров достигается значительный выигрыш в весе при той же броне-
стойкости». Броня с фигурной формой поверхности была на 35 процентов легче обычной сплошной.

Для реализации экранировки стержневого типа было выбрано КБ УЗТМ (Уралмаш), где накануне Курской битвы экранировались танки Т–34 и Т–70. Таким образом, в Казани была создана конструктивная броня для танков за счет изменения конструкции защитного слоя металла.

9 января 1943 года Курчатов вернулся в Москву, а его семья еще временно оставалась в Казани. Решением горисполкома от 24 января 1968 года одна из улиц Советского района названа в честь выдающегося физика, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова (1903–1960).

ПОЛИГОН «ФЕРМА №2»

Большая роль в оценке вновь созданных образцов бронетанковой техники отводилась научно-испытательному бронетанковому полигону (НИБП), находившемуся в подмосковной Кубинке и созданному приказом Реввоенсовета СССР 4 апреля 1931 года.

В связи с развернувшимися боями на подступах близ Москвы 42 танка и броневика музейного хранения НИБП эвакуировали в Казань. А 14 октября 1941 года ГКО СССР принял решение об эвакуации основного испытательного оборудования и коллектива полигона воинским эшелоном по железной дороге и баржами по Волге в столицу нашей республики. Для размещения полигона местные власти выделили территорию учебного хозяйства Казанского сельскохозяйственного института «Ферма №2».

Тяжелое то было время. Не хватало жилых помещений для размещения 338 испытателей полигона. И все же необходимая работа была начата с первых дней его передислокации под руководством начальника НИБП полковника И.К.Романова, его заместителей полковников Н.В.Барыкова, А.М.Сыч, военного комиссара полковника М.Г.Долгова.

Была установлена тесная связь с эвакуированными в Казань институтами Академии наук СССР. Опытные специалисты Н.Ф.Почтарев, Н.Д.Толмачев, В.П.Долгов сразу же смогли начать работу на стендах, арендованных в Казанском авиационном институте.

В короткий срок коллектив полигона сумел развернуть работу пяти основных лабораторий – двигателей, электротехнической, химической, испытаний материалов, фотолаборатории. На новом месте заработали опытные мастерские со сборочным, механическим и кузнечными цехами. До 1943 года полигон имел четыре отдела: научно-испытательный, системных исследований брони и вооружения, ремонта танков и САУ.

В течение 1942 года и первой половины 1943-го здесь непрерывно проводилась работа по контрольным, гарантийным испытаниям и исследованиям опытных, модернизированных и серийных отечественных танков и САУ – всего более 30 образцов. Только в ставший знаменитым танк Т–34 и его последующие модификации было внесено более 200 изменений.

Большой объем работ занимали испытания аэросаней, бронеавтомобилей, мотоциклов, снегоходов, транспортных автомобилей, вспомогательных и специальных машин. До 1943 года всего было испытано 172 единицы этой техники.

Много внимания уделялось испытаниям танковых приборов наблюдения и прицеливания. Так, были проведены испытания опытного танкового прицела со стабилизатором линии прицеливания, установленного в танк
Т–34–76. Казанский оптико-механический завод военную пору №237) произвел для фронта 28 464 танковые призмы, первые образцы которых прошли испытания на полигоне. В августе 1942 года были проведены испытания оборудования для подводного хождения, установленного на танке Т–34 ПХ.

Сотрудниками полигона было проведено большое количество ходовых и стендовых испытаний импортной бронетанковой техники, поступающей в войска по ленд-лизу, – английских танков Mk–III «Валентайн» и Mk–II «Матильда», американских танков М3 «Гарант» и М4А1 «Шерман», американского бронетранспортера М3А1. Это позволило дать рекомендации по целесообразности их использования на фронте и обеспечить войска необходимой документацией.

Для укомплектования танковых частей, получавших на вооружение иностранную бронетехнику, в 1942 году полигоном были проведены краткосрочные сборы инструкторов по импортным и трофейным машинам.

Большая работа здесь проводилась по изучению трофейной техники. В сентябре 1942 года были проведены исследования брони немецких танков «Panzerwaffe». Это позволило своевременно выявить конструктивные особенности и эффективные способы борьбы с техникой противника, составить инструкции и иллюстрированные памятки с указанием, как бороться с ними.

РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД №8

С первых же дней войны остро встал вопрос о ремонте поврежденных машин. Нелегко приходилось тогда нашим танкистам. На каждый советский танк приходилось 3–4 танка врага. Расплачиваясь за свои сгоревшие танки и погибших товарищей, довольно часто наши танкисты отбивали у врага машины и воевали на них. Известен эпизод, когда целая рота советских танкистов воевала на машинах, захваченных у противника.

Для более организованного сбора трофеев в конце 1941 года в Красной Армии была создана служба эвакуации и сбора трофеев. А 23 февраля 1942 года издан приказ ГКО СССР «Об ускорении работ по эвакуации с поля боя трофейной и автобронетанковой
матчасти».

  • За все время пребывания в Казани на заводе №8 было отремонтировано более 600 трофейных танков

Одним из крупнейших ремонтных предприятий до начала войны являлась база №8, которая находилась в Киеве. Осенью 1941 года со всем личным составом и оборудованием ее эвакуировали в Казань, где она была ориентирована на ремонт трофейной бронетанковой техники. Об этом свидетельствует директива по тылу Юго-Западного фронта от 15.12.1941 года: «Трофейные машины, которые не могут быть использованы, эвакуировать в г.Казань, рембаза №8».

Неизвестно, сколько немецких танков прибыло в Казань за 1942 год, но только за 9 месяцев с одного Западного фронта поступило 119 бронеединиц. 7 декабря 1942 года на основании постановления ГКО рембаза №8 была переформирована в танковый ремонтный завод. Начальником его был полковник 1944 года генерал-майор) инженерно-танковой службы Иван Иванович Клочков.

В феврале 1943 года в соответствии с постановлением ГКО была создана Центральная комиссия по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством Маршала Советского Союза С. М.Буденного.

В 1943 году на танкоремонтном заводе в Казани ремонтировались 356 трофейных машин. Среди них – 88 легких танков Pz–II, которые в начале второй мировой войны составляли 38 процентов танкового парка вермахта; 97 средних танков Pz–III, являвшихся к моменту нападения на СССР основными в танковых войсках Германии; 60 средних танков Pz–IV, находившихся в серийном производстве всю войну и ставших самыми массовыми немецкими танками; 102 легких танка Pz–38 t «Прага» мае 1942 года их выпуск прекратился).

За все время пребывания в Казани на заводе №8 было отремонтировано более 600 трофейных танков, которых хватило бы для укомплектования трех немецких дивизий.

ТАНКОВЫЕ КОЛОННЫ ТАТАРСТАНА

Осенью 1942 года по инициативе молодежи Сабинского района во всех сельских районах республики широко развернулся сбор средств на танковую колонну «Колхозник Татарии». Сумма взносов с каждым днем увеличивалась. Всего колхозники Татарии собрали более 100 млн. рублей. Это была огромная по тем временам сумма.

5 мая 1943 года танковая колонна в количестве 200 «тридцатьчетверок» была передана делегацией ТАССР во главе с С.Ш.Гафаровым и Г.Г.Шамсеевой трем бригадам 10-го танкового корпуса в прифронтовом Старом Осколе.

Командиром корпуса был наш земляк из Елабужского района, выпускник 1932 года советско-германской танковой школы «Кама» генерал– лейтенант танковых войск Василий Герасимович Бурков (1901–1957), который был опытным военачальником. В 1918 году в возрасте 17 лет он добровольно вступил в Красную Армию. В Гражданскую войну был комиссаром бронепоезда, в последующие годы возглавлял дивизион бронепоездов. Три года командовал танковым полком, 2-й механизированной бригадой, а с 1940 года – 104-й танковой дивизией.

В корпусе тогда воевали воины более чем 25 национальностей, в том числе 37 татар. Одну из боевых машин принял тогда командир взвода старший лейтенант Фатых Зарипович Шарипов. Ему было особенно приятно получить из рук земляков такой подарок. Он родился в селе Байряки-Тамак Ютазинского района.

Старший лейтенант Шарипов и его однополчане на боевых машинах, на башнях которых были выведены слова «Колхозник Татарии», участвовали в танковом сражении на Курской дуге, освобождали левобережную Украину, форсировали Днепр, за что корпусу было присвоено почетное наименование «Днепровский». Именно за смелое форсирование Днепра, за мужество и стойкость в боях Ф.З.Шарипову было присвоено звание Героя Советского Союза. Его экипаж подбил 5 танков, уничтожил до 150 гитлеровцев и 10 автомашин. Вместе с Шариповым еще 36 наиболее отважных воинов корпуса удостоились звания Героя Советского Союза.

В 1944 году движение за сбор средств на вооружение Красной Армии в республике развернулось с новой силой. В первой половине 1944 года трудящиеся Татарской АССР внесли на строительство танковой колонны «Красная Татария» 645 тысяч рублей и один килограмм золота. В целом по республике было собрано деньгами 62 миллиона рублей.

Вскоре боевые машины были переданы 23-му танковому корпусу 4-й гвардейской танковой армии (3-й Украинский фронт). Корпусом командовал уроженец Высокогорского района, участник Первой мировой и Гражданской войн, выпускник Казанских мусульманских пехотных командных курсов генерал-лейтенант Алексей Осипович Ахманов (1897–1949). Корпус генерала Ахманова на танках, подаренных трудящимися Татарии, громил гитлеровцев в Румынии, участвовал в освобождении Венгрии.

Зимой 1945 года корпус не допустил деблокирования окруженной группировки противника в западной части Будапешта. В ходе ожесточенных боев он заставил отступить части танковых дивизий СС «Мертвая голова» и «Викинг», нанеся им большой урон. 28 апреля 1945 года генералу Ахманову было присвоено звание Героя Советского Союза.

КАЗАНСКОЕ «ТАНКОВОЕ КОЛЬЦО»

Таким образом, казанские танки громили врага под Сталинградом, на Курской дуге, Днепре, в Румынии, Венгрии и дошли до Берлина. Испытание новейших образцов и ремонт серийных танков, оснащение вооружением и военной техникой танковых частей, соединений и объединений – несомненный вклад Казани и Татарстана в Победу.

Достойны доброго упоминания имена многих ударников военных лет, гвардейцев труда, конструкторов, технологов, сборщиков, испытателей, станочников, рабочих и специалистов многих других профессий. Их трудовой вклад достойно вошел в героическую летопись Великой Отечественной войны и был отмечен высокими государственными наградами.

В память об этом есть в Казани улица Танковая. Все знают и так называемое Танковое кольцо, расположенное на Оренбургском тракте вблизи Казанского танкового училища.

БРОНЯ КРЕПКА

За годы существования училища 49 его выпускников стали Героями Советского Союза, один – Героем Социалистического Труда и более 60 – генералами. Одиннадцать выпускников последних лет удостоены звания Героя Российской Федерации. Это генерал-полковник Г.Н.Трошев (1947–2008), майоры Д.В.Ветчинов (посмертно), М.М.Рафиков, Р.А.Шадрин, капитаны С.В.Качковский, Ю.Г.Сулименко, старшие лейтенанты В.Н.Горин (посмертно), И.Н.Ахпашев (посмертно), лейтенант А.В.Козин (посмертно), младший лейтенант К.В.Ситкин (посмертно), майор С.В.Кустов (посмертно).

Выпускниками училища были первый Маршал Советского Союза А. И.Егоров, заместитель начальника Генштаба комкор С.А.Меженинов, заместитель наркома по военным и морским делам командарм В.И.Шорин, генерал-полковник Л.Л.Ключев.

Выпускниками послевоенных лет являются генерал-полковники В.А.Ачалов, В.П.Баранов, В.В.Герасимов 2012 года – начальник Генерального штаба ВС РФ), Г.А.Короткин, В.А.Потапов и другие. Выпускник училища 1976 года генерал-лейтенант Ю.В.Жадобин – министр обороны Республики Беларусь.

История этого высшего военного учебного заведения – частица истории российских Вооруженных сил, с честью выдержавших тяжелейшие испытания в Великой Отечественной войне. И сегодня верные военной присяге офицеры и курсанты училища приумножают славные боевые традиции старейшего военно-учебного заведения нашей страны. В этом убедился во время визита в Казань и посещения училища 5 февраля 2013 года министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще