В новогодние каникулы удалось побывать в государстве, пока не признанном мировым сообществом. С ходу сюда не попадешь: свой визит следует заранее согласовать по телефону, а по прибытии оформить въездную визу. А потом нужно зайти в специальный шкаф и громко промяукать. Тогда стенка шкафа превратится в дверь…
В самом центре Питера
«Республика кошек» находится в самом центре Санкт-Петербурга. Микрогосударство провозглашено полтора года назад и является филиалом Музея кошки во Всеволожске (Ленинградская область). Подобные заведения, «кошачьи кафе», впервые появились в Японии, где пользуются огромной популярностью.
Питерская «республика» – это некоммерческий проект, объединяющий выставочное пространство, клуб, арт-кафе, библиотеку. Но главное здесь – возможность пообщаться и поиграть с кошками разных пород, окрасов и размеров. Не все ведь могут держать дома животных. Но и заядлые кошатники с удовольствием находятся в обществе хвостатых созданий. Так что речь можно вести не только о замечательном туристическом объекте, но и способе обеспечить безбедное существование десяткам животных. Считаю, Татарстану следовало бы взять этот опыт на вооружение.
КОТуччино от «эрмиков»
После «получения визы» и завершения всех формальностей оглядываемся вокруг. Первый зал – арт-кафе и магазин сувениров, где на стеллажах видим открытки, игрушки, посуду, значки, магниты. Разумеется, все это изображает кошек.
Что касается арт-кафе, то его интерьер напоминает летнюю лужайку, лучшее место для кошачьих прогулок. Меню тут не совсем обычное. Вернее, блюда и напитки традиционные, но их названия… Например, можно выпить чашечку кофе «КОТуччино» или «КОТЭ-латте», угоститься «КИСкейком», «МУРковным тортом» и другими десертами. Между прочим, обладателям «кошачьих» фамилий кофе предлагают бесплатно.
Чтобы пройти дальше, надо надеть бахилы и хорошенько вымыть руки. К «гражданам республики» приходит много гостей, надо оберегать территорию от инфекций. Здесь в двух комнатах сейчас живут четырнадцать особей, пять из которых – эрмитажные коты. Об этом нам рассказывает смотрительница, которую кошки слушаются беспрекословно. Я впервые услышала об эрмитажных котах, или, как их еще называют, «эрмиках». В Государственном Эрмитаже они защищают экспонаты от крыс и мышей. Сейчас в музейном комплексе живет более 80 котов и кошек.
По придворной традиции
Считается, что историю эрмитажных котов начал Петр Великий. Это он привез из Голландии кота, которого поселил в деревянном Зимнем дворце, где крысы портили здание. Затем императрица Елизавета Петровна, убедившись, что в Казани практически нет грызунов из-за большого количества котов, издала «Указ о высылке ко двору котов», в котором говорится: «Сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей…» Коты сделали свое дело.
Основательница Эрмитажа Екатерина II, не любившая кошек, оставила их во дворце как «охранников картинных галерей». В этом статусе они служат до сих пор. Как известно, во время блокады Ленинграда почти все кошки в Эрмитаже вымерли, и дворец кишел крысами. После войны в город привезли два вагона с кошками, часть которых попала на службу в Эрмитаж.
Сейчас каждый здешний кот имеет паспорт, ветеринарную карточку, собственную миску, корзинку для сна. А вот статьи на их содержание в бюджете музея нет. Кошачий корм приобретается на пожертвования посетителей, сотрудников, спонсоров, в том числе зарубежных. Часть доходов от деятельности «Республики кошек» также идет на содержание «эрмиков». Некоторые из них, те, что не способны нести службу из-за болезни или травмы, переселяются в «республику». Здесь их знают по кличкам, указывающим на связь с Эрмитажем, – Вален-Деламот, Саския, Гоген, Дора Маар…
Из породистых кошек в «республике» сейчас живут донской сфинкс Дюшес, персиянка Тетушка Мэри, курильский бобтейл Макото Мураматсу, коротконогая кошка-такса породы манчкин и другие.
Только по записи
Многие обитатели появляются здесь не от хорошей жизни. Например, золотистая красавица Гала бенгальской породы провела много дней в ветеринарной клинике. Нежнейший на ощупь «каракулевый» Шреки породы корниш-рекс выпал из окна и поломал сразу три лапы. Владельцы решили его усыпить. Но ветеринары прооперировали котенка, выходили и командировали в «республику».
Кошки здесь живут дружно, хотя иногда случаются мелкие потасовки, как в любом коллективе. На наших глазах два обитателя улеглись спать в обнимку. Сотрудники рассказали также, что бесшерстный вечно мерзнущий Дюшес обычно спит между двумя другими кошками.
Стоит часовой сеанс «кошкотерапии» 150 рублей в будние дни и 300 – в праздничные и выходные. Это называется визовым сбором. Последующие посещения дешевле. А вот без предварительной записи действительно могут не пустить: при нас пришли туристы, которым не разрешили зайти, хотя назавтра они уже покидали город. Просто «республику» нельзя перегружать гостями, чтобы кошки чувствовали себя нормально.
* * *
…Рыжий кот сидел на подоконнике, глядя на проезжающие машины. Ему тут спокойно, тепло, сытно. А нам, как ни жаль, пора было возвращаться из этой страны в свою, человеческую. У нас тут свои законы, но хорошо, если бы и здесь братьям нашим меньшим было бы так же уютно, как нам в «Республике кошек».