«Делу – время, потехе – час». Мы сжились с этой аксиомой, сурово Регламентирующей время занятий «для души», досуг. Но для множества людей именно свободное время становится творческой отдушиной от зачастую рутинного труда, в ней человек может реализовать свое истинное предназначение, призвание.
Когда-то у въезда в село Никольское Спасского района меня поразила необычная композиция из вознесенных над дорогой пары медных коней. Изящные головы, точеные ноги, трепетно раздутые ноздри… Выкованы кони были искусно, создатель композиции вложил в нее немало труда, мастерства, вдохновения. А в центре села меня ждала тройка лошадей, парящая над фронтоном Дворца культуры. И тот же почерк: вывернутые вбок шеи пристяжных, высоко занесенные копыта коренника.
Познакомился с автором скульптур Анатолием Михайловичем Филипповым. Оказалось, по профессии он не художник – работает в механическом цехе конезавода. А талант ему, как говорится, отпущен свыше. Дорога Анатолия Федоровича в цех и домой пролегала мимо конюшен и загонок с орловскими рысаками. Не счесть часов, которые провел он у прясла, изучая стать и экстерьер животных. А потом в своей тесной медницкой в свободное, как говорится, от основной работы время раскраивал и выколачивал металл, не просто добиваясь сходства с оригиналом, но и превосходя его в красоте и грации. Потому так стремительны и легки его поднятые на высоту многопудовые кони. Еще с одним «внештатным» мастером, но уже по другой части, я познакомился в Арске. Правда, сначала с его домом, мимо которого нельзя было пройти не восхитившись. Подлинный терем-теремок! Весь фасад, фронтон крыши, оконные наличники украшены деревянной резьбой по мотивам народных сказок. Причем искуснейшей, филигранной работы! Естественно, захотелось узнать, кто в этом тереме живет. Оказалось, преподаватель Арского педагогического колледжа, отличник народного образования, заслуженный работник культуры РТ Габдельбар Бахтиаров – учитель по профессии, художник по призванию. Резьбой по дереву он увлекся еще юношей, а с годами эта пламенная страсть переросла практически во вторую профессию. Как всякая творческая натура, он не ограничился тем, что достиг, и с увлечением осваивает технику деревянной скульптуры. «Изваял», к примеру, деревянного орла в половину человеческого роста. «Живет лишь тот, кто творит… Все радости жизни – радости творчества», – эти слова классика применимы ко многим людям, с которыми меня сводила профессия журналиста. Некоторые из их творческих увлечений даже вызывали удивление. Как, например, единственный в своем роде «самиздат» двух женщин из Волжска. В свое время 90-летняя Александра Николаевна Мокримская, известный в городе врач, и ее дочь Ирина Сергеевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник кафедры фармакологии Казанского мединститута, вдруг взялись от руки переписывать классика мировой литературы Уильяма Шекспира. С чего бы? А вот с чего. Как-то дочь позаимствовала у подруги многотомник английского гуманиста эпохи Возрождения – память освежить. И случилось странное: то ли энергетика автора «Гамлета» пере- далась ей, то ли мощь таланта поразила, только стала она переписывать в тетрадку сначала его сонеты, потом трагедии, комедии, стихи. Правда, для этого занятия свободной оставалась только ночь. Но скоро к ней присоединилась мама-пенсионерка, у которой времени было вдосталь.
– Это было счастливейшее время! – вспоминала Ирина Сергеевна. – Наша жизнь будто наполнилась иным, высоким смыслом. Вернувшись с работы, я часа два-три, пока не слипались веки, перечитывала мамин труд, после чего продолжала запись. Мы как бы впитывали флюиды творческого духа гения, вживую приобщаясь к его мыслям, героям, сюжетам. Таким образом они заполнили 36 толстых тетрадей «шекспириады», на что ушло десять лет «с правом переписки». На титульном листе каждой надпись: «У.Шекспир. Перевод Н.Донского. Писари И. С.Мокримская, А.Н.Мокримская».
Каждая страница переложена листом чистой бумаги – чтоб не стерся выполненный шариковой ручкой текст. На вопрос: «Неужели, кроме Шекспира, вас никто не вдохновил – ни Пушкин, ни Достоевский, ни Свифт?» Ирина ответила:
«Я их всех очень люблю, но если уж возьмусь еще за кого, так это за Бальзака». Но одно дело копировать тексты, пусть и классические, и совсем иное – «переписывать» историю, уходящую корнями в начало минувшего тысячелетия. Многочисленным исследователям «Слова о полку Игореве» вряд ли известно имя Александра Семеновича Тинькова, работавшего начальником отдела литейного завода КамАЗа. Но именно этот человек много лет посвятил разгадке «белых пятен» знаменитого образца древнерусской литературы. Геодезист по образованию, он заинтересовался хранившимся в Эрмитаже своеобразным памятником древнерусской же геодезии, так называемым Тмутараканским камнем, которым, по преданию, князь Глеб в 1068 году мерил по льду море от Тмутаракани до Керчи. На нем дотошный исследователь рассмотрел то, чего не замечали другие: нацарапанную «чертами и резами» карту юга России! Скопированный чертеж он сравнил с картами Птоломея, свидетельствами Геродота, большим средневековым чертежом, что позволило ему по-новому взглянуть на географию «Слова». Дело в том, что за восемь столетий произошли весьма существенные изменения в очертаниях Черного и Азовского морей. Последнего, кстати, тогда вообще не существовало – сразу за Доном начинались соленые лиманы, заводи, болота. Следовательно, и сама Тмутаракань, «поискать которую направились Игоревы воины», находилась не на Таманском полуострове, как утверждает большинство специалистов-филологов, а на ушедшем ныне под воду острове Таурика! Как говорил тот же Уильям Шекспир: «Подтверждение истины никогда не излишне, даже и тогда, как спит всякое сомнение».
Конечно, увлечение увлечению рознь. Когда супруги Шаровы – работница «Татэнерго» Антонина Павловна и дежурный по штабу гражданской обороны Казани Виктор Павлович подарили дочери на 16-летие щенка русской псовой борзой, они и предположить не могли, на какую собачью жизнь себя обрекают. Но спустя несколько лет Шаровы стали самыми крупными казанскими заводчиками борзых в России, владеющими сворой в дюжину представителей этой редкостной породы, – таких на всю Россию раз-два и обчелся!
До революции щенок борзой стоил 10 тысяч золотом (корова – 5 рублей!). Начиная с XVII века их держали исключительно при царском дворе и в барских усадьбах, используя для травли различного зверья и охоты. Для их содержания требовались просторные помещения, особый уход и целый штат псарей. А теперь представьте, что вся эта свора обитает в двухкомнатной квартире в центре Казани вместе с хозяевами! Длинномордые собаки вповалку и поодиночке возлежат на специально купленных для них кушетках и диванах, забираются в мягкие кресла. Дважды в день в доме рычит пылесос – иначе шерсть на обивке скатается в войлок. А главное, что они жрут, жрут и жрут!
– Корма – сплошное разорение! – сетовала хозяйка. – На зиму запасаем по 700 килограммов мясных продуктов. Хорошо еще, что знакомые торговцы с центрального рынка продают нам оптом потроха. А сколько круп, овощей и фруктов съедает ненасытная свора – по три 20-литровые кастрюли варева в день! Что ж, царская забава требует жертв. «Двушку» пришлось продать и перебраться в загородный дом, «Жигули» поменять на старенький «уазик-буханку» и даже купить лошадь. Зато сколько удовольствия и радости доставляют взрослым и детям эти изысканные, грациозные псы! Самый любимый фильм здесь – «Особенности национальной охоты». Когда на экране телевизора возникают гончие и борзые, подопечные
Шаровых возбуждаются и с лаем кидаются на «ящик», мечутся по дому, рвутся во двор. День предстоящей охоты чуют не только сердцем, но и желудком – по раннему, в полнормы, завтраку. Стоит Виктору завести мотор и открыть дверцу, они пулей летят в салон, набиваясь в него, как сельди в бочке. И вот уже пустынное шоссе, знакомое поле, простор и волнующие запахи следов. Какое это экзотическое зрелище – гарцующая верхом хозяйка в окружении своей длинношерстной «свиты»! Дай только команду, и полетят они в бешеном гоне, готовые добыть и барсука, и зайца, и лису!
Конечно же, ради всего этого можно перетерпеть и весь описанный выше бытовой дискомфорт. Тем более что некоторые из питомцев Шаровых в разное время становились настоящими «звездами». Например, Саяна и Забава были единственными борзыми в Татарстане, удостоенными элитного класса, а Сорва признана «мордой года» среди русских борзых.
От редакции. Вокруг нас немало людей, самозабвенно отдающихся любимым увлечениям. Для них, действительно, «все радости жизни – радости творческие». Кто-то рассматривает звезды в самодельный телескоп, ктото плетет узоры из лозы, расписывает дома, ктото собирает редкие книги или старые монеты, ктото с азартом гоняет голубей… Было бы интересно узнать о таких людях от наших читателей.
Свои письма с пометкой «Делу – час, потехе – время» присылайте по адресу: 420066, г. Казань, а/я 41, редакция газеты «Республика Татарстан», или на электронную почту: info@rtonline.ru.