Сегодня юный техник, завтра – авиаконструктор

Прошло уже несколько лет, как в России был объявлен курс на модернизацию, в том числе промышленности. Цели и задачи были определены, необходимые средства выделены.

information_items_72011

Казанские школьники взялись за модернизацию промышленности. Правда, пока только в микроавиации

Прошло уже несколько лет, как в России был объявлен курс на модернизацию всего производящего, и главное — в промышленности. Цели и задачи были определены, необходимые средства выделены.

Однако вскоре выяснилось, что для качественного и количественного рывка в экономике страны нужно много молодых инженеров, конструкторов, изобретателей, квалифицированных рабочих. А где их взять? Вузы, даже технические, как-то  незаметно перешли на выпуск менеджеров, маркетологов, специалистов прочих общих профилей. И так увлеклись этим, что конст­руировать и изобретать технику стало некому…
Не лучшую роль в таком перекосе сыграли СМИ – героями их публикаций и телесюжетов становились больше коммерсанты, бандиты, поп-звезды. Технари и ученые были незаслуженно забыты. Да и сейчас часто ли на страницах газет и экранах телевизоров появляются интересные статьи и передачи об инженерах, изобретателях, конструкторах? Такое вот отношение к профессионалам, создающим материальную базу и могущество нашего государства.

В ПЫЛУ ПЕРЕСТРОЙКИ…

Лучшие технари – будущие начальники цехов, главные конструкторы и инженеры – как правило, получаются из тех, кто с детства познал вкус к технике, своими руками что-то  создавал. Например, в советские времена действовала замечательная система ранней ориентации на технические профессии – внешкольная работа с детьми и подростками в домах пионеров и на станциях юных техников. Во всех городах и селах в кружках и секциях занимались сотни тысяч ребятишек, увлеченно строя модели самолетов и ракет, кораблей и автомобилей. Даже в глухой деревеньке любой мальчишка, задешево купив набор для постройки модели, мог самостоятельно ее собрать по приложенным схемам, инструкциям и усовершенствовать на свой лад.
Понятно, что ни о чем, кроме космоса, неба и дальних дорог, юные техники и не мечтали! А по окончании школ штурмовали приемные комиссии технических вузов и военных училищ. Поэтому конкурсы там были огромными и престиж инженеров был очень высок.
К сожалению, в пылу перестройки эта прекрасная учебная и воспитательная отрасль была почти утрачена: в нынешних центрах детского творче­ства технических кружков осталось не более 7–10 процентов от общего количества, а в советский период их было 45–50 процентов. Вот и бороздят наши широкие небесные просторы не столько Ту и Илы, сколько Боинги и Эрбасы.
Нехватка новой россий­ской техники – полбеды. Кто-то же должен ее не только создавать, но и эксплуатировать. Кто? Лишь в гражданском воздушном флоте страны недостает 4,5 тысячи летчиков!

«ОСКОЛОК» БЫВШЕГО ЦЕНТРА НЕ СДАЕТСЯ

А вот в Казани, вопреки всему, кое-что удалось уберечь. Всеми правдами и неправдами, с потерями и утратами, порой наступая на горло собственной песне, тратя свои личные время и деньги, здесь сумели сохранить сильный коллектив юных техников, настоящую небольшую кузницу кадров для авиации, «осколок» бывшего Центра детско-юношеского техниче­ского творчества – авиамодельный кружок, которым руководит мастер спорта СССР по авиамоделизму, рекордсмен мира, авиаконструктор ОКБ «Сокол», изобретатель Вячеслав Иванович Титлов.
За последние четыре года его ученики не только своими руками изготовили и испытали модели различных типов, в том числе радиоуправляемых самолетов, при этом запатентовав ряд изобретений, но и установили 42 российских рекорда, один из которых превысил мировой! Его автор – десятиклас­с­ник Андрей Сабадаш, который 18 сентября 2012 года управлял с помощью радиопередатчика своей моделью и получил великолепный результат по дальности полета и возвращению на точку взлета – 84 километра 600 метров. Кроме того, Андрей «налетал» еще на шесть российских рекордов, показав, например, следующие результаты: продолжительность полета – два часа 41 минута и дальность полета по прямой – 127 километров 400 метров.
Товарищ Андрея по кружку – тоже рекордсмен России Артур Сабитов. Сейчас он учится в Казанском национальном исследовательском техниче­ском университете имени Туполева (КАИ). Их старшие товарищи Станислав Черемисов и Сергей Шпиль окончили КАИ, Станислав уже работает в опытном конструкторском бюро «Эникс». И это выходцы только из одного коллектива. А если такие кружки организовать по всему Татарстану? Глядишь, в перспективе и самолетостроительная отрасль в республике возродится.
На днях в Москве президент Федерации авиационного спорта России, генерал-майор Владимир Иванов и президент Федерации авиамодельного спорта РФ, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Юрий Ващук передали мне для награждения наших ребят большое количество дипломов и медалей рекордсменов России. Это свидетельствует о том, что юные татарстан­ские авиамоделисты получают признание на самом высоком уровне.
Сейчас по инициативе Президента Рустама Минниханова в Министерстве промышленности и торговли ищут пути возрождения в республике детско-юношеских центров технического творчества. На одном из совещаний в этом ведомстве я рассказал представителям татарстанских министерств, как мы растим и пестуем будущих Чкаловых и Туполевых, Ильюшиных и Королевых. А в рамках предстоящей итоговой коллегии Мин­промторга будет организована промышленная выставка, в которой примут участие и казанские юные техники, которые представят свои достижения.
В ноябре прошлого года была создана межведомственная рабочая группа по развитию технического творчества детей и юношества в РТ, которую возглавил вице-премьер – министр промышленности и торговли Равиль Зарипов. Более того, разрабатывается долгосрочная целевая программа по развитию технического творчества детей и юношества в РТ. Власти вроде бы поняли, что, не взращивая технарей с юных лет, невозможно в будущем повышать экономический потенциал республики. По данным Министерства образования и науки, в Татарстане есть муниципалитеты, где нет ни одного детского технического кружка, к примеру, в Актанышском и Муслюмовском районах. Но хотелось бы, чтобы в республике не только неформально создавались новые технические центры для ребят, но и получили поддержку те немногочисленные кружки юных техников, которые сегодня работают практически на голом энтузиазме педагогов.

Юрий СЕРГЕЕВ,
педагог, ветеран технического творчества детей и молодежи РТ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще