Государственное дело мастера боится

На недавнем заседании республиканского Совета безопасности Президент Минтимер Шаймиев поставил перед ректоратом высшей школы немало вопросов, касающихся качества образования.

На недавнем заседании республиканского Совета безопасности Президент Минтимер Шаймиев поставил перед ректоратом высшей школы немало вопросов, касающихся качества образования. В контексте решения этих проблем в Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ уже обратили внимание на преемственность системы подготовки государственных служащих и программ повышения квалификации. И сегодня вуз набирает слушателей на новую специальность "Специалист по государственному и муниципальному управлению". Чем обусловлено ее введение в дополнительное профессиональное образование для госслужащих? Об этом наш разговор с ректором академии Андреем Ершовым.

– Андрей Николаевич, в вашем вузе не первый год готовят менеджеров для государственных и муниципальных органов управления. Почти 90 процентов из них трудоустраиваются в госструктурах разного уровня. Это говорит о высокой востребованности выпускников. И вот вводится новая специальность, которая, честно говоря, воспринимается как синоним уже имеющейся в вузе специальности менеджера. Хотя английское ее название "Master of Publie Administration" – звучит интригующе, а слово "мастер" – особенно привлекательно. Скажите, что в новом "ларчике"?

– Ключевое слово здесь как раз "мастер" – то есть человек, достигший высокого совершенства в своем деле. Именно в таких мастерах-госслужащих сегодня нуждается страна. Напомню: административная реформа – приоритетное направление переустройства всей системы государственного управления в России. Ее реализация неразрывно связана с оптимизацией численности государственных служащих при повышении качества работы госаппарата. Решение этой задачи – в совершенствовании общего уровня профессиональной подготовки. Это означает применение новых подходов к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров госуправления.

Обязательным условием для поступления на госслужбу является наличие базового образования и специальной профильной подготовки. Кроме того, в процессе карьерного роста госслужащий должен обучаться на курсах переподготовки, повышения квалификации, проходить стажировки и так далее. К концу прошлого века во многих развитых странах были созданы специальные программы подготовки кадров для госслужбы, которые укладываются в единый образовательный стандарт, получивший название МРА – Master of Publie Administration.

– Из ваших слов понятно, что новация пришла к нам из-за рубежа. О чем же говорит опыт заграницы, где, судя по всему, программы МРА давно и эффективно работают?

– Мы изучили программы США, Канады, Германии, Франции, Италии и других стран. Кстати, в Китае с 2001 года программы МРА введены в 47 вузах и здесь подготовлены более 10 тысяч специалистов. Не останавливаясь на различиях и специфике, скажу об общих чертах, которые позволяют говорить об универсальности данной специальности, независимо от страны или вуза. Так, названная программа – обязательна для любого чиновника. Обучение происходит только на базе высшего образования. Продолжительность варьируется от года до трех лет. Большое внимание уделяется развитию практических навыков и умений. Кроме того, одним из обязательных завершающих этапов обучения является стажировка в государственных или муниципальных органах власти.

– Вы говорите о программах МРА, а ведь есть еще и программы МВА…

– Эти программы надо четко различать. Программы МРА ориентированы исключительно на подготовку управленцев. Суть их состоит в "научении управлению ради общественной пользы". Цель обучения программ МВА – Master of Business Administration – "извлечение прибыли".
Первая особенность программ серии МРА и их разновидностей состоит в том, что обучаемые получают знания сразу по трем смежным областям – экономике, юриспруденции и менеджменту. Дополнительно к этому предусматривается хорошая подготовка по психологии, социологии и политологии, а также языковая подготовка.

Во-вторых, обязательность не менее двухлетнего стажа государственной либо муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы после окончания вуза.

В-третьих, программа МРА предусматривает конкурсный отбор кандидатов.

– У академии давние контакты с Францией. Наверняка на опыт коллег из этой страны обращалось особое внимание?

– Система подготовки государственных служащих во Франции отличается стройностью и продуманностью. В нее входят несколько специальных учебных заведений. Более десяти лет наш вуз сотрудничает с Институтом регионального администрирования города Лилль. Познакомились мы и с деятельностью Парижского международного института политических наук, где внедрена программа "Магистр государственного управления". Ее миссия состоит в развитии рефлексивных и аналитических способностей будущих официальных лиц в сложном мире государственной политики путем привития им управленческих навыков для принятия политических решений высокого уровня в глобальном контексте. Есть у нас деловые связи и с Высшей школой управления, куда в апреле отправится стажироваться ряд руководителей государственных и муниципальных органов управления республики.

– Андрей Николаевич, познакомьте с российской программой МРА и скажите, существуют ли какие-либо условия для вузов, внедряющих ее?

– Обучение у нас планируется с октября. Предполагается внедрение двухгодичного варианта. Государственные требования к вузу – это наличие действующей лицензии и аккредитации по специальности "Государственное и муниципальное управление", а также опыт обучения государственных и муниципальных служащих по программам высшего и дополнительного профессионального образования не менее 5 лет. Преимущество отдается вузам, находящимся в непосредственном подчинении федеральной, региональной и муниципальной власти.

У нашей академии хорошая репутация по подготовке государственных служащих. Это инновационное учебное заведение. Уже сегодня нашими кафедрами разрабатываются созвучные времени курсы. Например, "Реализация национальных проектов в муниципальных округах", "Стратегическое управление реформой жилищно-коммунального хозяйства", "Проблемы безопасности России" (с учетом расширения НАТО на Восток), а также научные дисциплины по социальной проблематике и другим направлениям. Заключен договор о содружестве с казанской мэрией, на базе которой создается кафедра муниципальной службы и молодежный исполком. То есть в нашем вузе учебный план – не догма. Он гибкий и обновляется с учетом времени.

Более 70 процентов преподавателей, участвующих в реализации программы, – с учеными степенями, около 30 процентов – специалисты-практики, работающие в органах государственной и муниципальной службы. В академии преподают государственные и муниципальные служащие, многие из которых – с учеными степенями.

Материально-техническая оснащенность, современные образовательные технологии вуза привлекают известных ученых из Москвы и Петербурга, дальнего зарубежья, которые выступают у нас с лекциями.

– В продолжение нашего разговора о системе программ МРА: вызвала интерес особенность, связанная с конкурсным отбором кандидатов. Расскажите об этом поподробнее.

– Хороший государственный служащий – "товар штучный". Даже в Китае подготовка по программе МРА не поставлена на массовый поток. В стране с населением более миллиарда человек за семь лет подготовлено всего десять тысяч специалистов. Мы же планируем для начала подготовить около ста человек из числа руководителей госмуниципальных органов. Отбор будет очень тщательным. Кандидатов ожидают вступительные испытания в виде теста, написание тематического эссе.

Сама программа обязывает отбирать инициативных и активных, с выраженными лидерскими качествами кандидатов. Конкурс направлен на выявление у кандидатов таких необходимых качеств, как ясность и четкость мышления, умение выражать свои мысли, оценивать ситуацию, использовать благоприятные и создавать новые возможности. Кстати, по результатам учебы слушатели будут сдавать государственные экзамены, в том числе по иностранному языку. Они получат диплом государственного образца. И в дальнейшем, конечно же, подразумевается карьерный рост госслужащих с новой квалификацией.

– Но ведь сдача на "отлично" пусть даже китайского языка и пятерки по другим дисциплинам, наличие дополнительной "корочки" об образовании не могут быть основанием для карьерного роста?

– Разумеется. Есть много требований к слушателям, освоившим программу МРА. С позиции стратегического мышления на государственной службе они должны уметь не только обобщать информацию, но и формировать видение перспективы, предвидеть тенденции развития в подразделении, организации, преобразовывать идеи в конкретные действия…

– Вы рисуете портрет идеального чиновника – инициативного, ответственного, способного анализировать промахи… Извините, но все это не из области фантастики?

– Это формирование современного государственного служащего с позиции организации контактов с внешней и внутренней средой, навыков управления. Проще говоря, реализация задачи по воспитанию мастера, о чем мы с вами говорили в самом начале беседы.
"Внешняя и внутренняя среда" для чиновника – это прежде всего люди. Хочется верить, что не за горами время, когда для чиновников будут характерны отзывчивость, стремление помочь человеку в его жизненной ситуации, способность к позитивному межличностному общению с простыми гражданами.

– Спасибо за беседу.

 
Зульфира ТУГАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще