Гуляя по летнему сосновому лесу близ Казани, присела на опушке отдохнуть, погреться на теплом солнышке. Прямо под ногами увидела странные воронки из песка диаметром в несколько сантиметров. По краю одной из них беспечно гулял муравей, и вдруг его словно магнитом потянуло вниз. Муравьишка попытался выбраться из западни, но сыпучие стенки воронки не позволили, и бездна его поглотила… Небольшой жук, неосторожно забравшийся на край соседней воронки, оказался, увы, в подобной ситуации.
Невольно вспомнился американский фантастический фильм «Враг мой», в котором космических путешественников на одной из планет поджидали подобные песчаные ловушки, только огромных размеров. И сидели в них, готовясь напасть на жертв, чудовища с метровыми челюстями…
Позже, общаясь с молодым казанским энтомологом Дмитрием Сабанцевым, научным сотрудником лаборатории биомониторинга Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ, выяснила, что, по всей видимости, мне пришлось наблюдать жилища личинок муравьиного льва обыкновенного. Это насекомое из отряда сетчатокрылых, и семейство муравьиных львов занесено в Красную книгу РТ как редкий вид, численность которого сокращается. Сам лев внешне – симпатичная стрекоза с длинными прозрачными крыльями, булавовидными усиками и большими шарообразными глазами. А вот его личинка совсем не похожа на взрослую особь – это прожорливый хищник с окраской песочного цвета, с мощными и острыми, как сабли, челюстями. Кстати, свое название (лев) насекомое получило благодаря хитрости и кровожадности личинки, а эпитет «муравьиный» свидетельствует о кулинарных предпочтениях этой коварной козявки. Она, как правило, вместе с сородичами строит ряд «укреплений», преимущественно в разреженных сосновых лесах и на пустошах. При этом по соседству могут находиться воронки личинок разных возрастов. Их жизнь продолжается до трех лет, в то время как век взрослого муравьиного льва (в облике стрекозы) короток – с середины лета до осени, чтобы успеть вывести потомство и умереть.
- Муравьиный лев с длинными, прозрачными крыльями и большими шарообразными глазами внешне похож на стрекозу. А его личинка – это прожорливый хищник с мощными и острыми, словно сабли, челюстями
При строительстве жилища личинка льва, зарывшись в песок, выталкивает его головой, получается ловчая яма. Ее глубина зависит не столько от размера личинки, сколько от аппетита последней: чем больше голодна, тем глубже воронка. Дмитрий Сабанцев рассказал, что, изучая муравьиного льва, иногда клал личинку на ладонь. Так она, усиленно сокращая сегменты брюшка, пыталась… закопаться в руке.
Итак, на дне ловчей ямы с удобствами устраивается личинка – щетинки на ее теле, словно якорь, позволяют крепко цепляться за грунт. Выставив из песка челюсти, лев ждет жертву. Муравьи и другие насекомые (некоторые в несколько раз превосходят размеры охотника), проходя по краю ямки, скатываются вниз. При этом личинка муравьиного льва сама, так сказать, способствует этому – песчинками сбивает жертву на дно воронки. Схватив пойманную «дичь» и парализовав ее, она высасывает из нее все содержимое, а оставшуюся шкурку выбрасывает за край воронки.
На зиму личинка глубже зарывается в землю. На третий год она окукливается прямо в песке, скрепляя шелковистыми паутинками отдельные песчинки и строя плотную колыбельку. И вот уже под занавес лета из куколки на свет появляется муравьиный лев в облике стрекозы. Днем он обычно сидит неподвижно
Некоторые ученые считают, что взрослые муравьиные львы – существа безобидные, питаются цветочной пыльцой или даже вовсе обходятся без еды. Другие энтомологи, и к ним относится мой знакомый Дмитрий Сабанцев, полагают, что взрослые особи те же хищники, что и их личинки. Более того, летающий лев может сильно укусить, если сядет на вас.
В семейство муравьиных львов входит около 2500 видов, обитающих в основном в тропиках и субтропиках. Интересную информацию об этих насекомых приводит в книге «Мир животных» известный ученый-биолог, автор научно-популярных произведений о жизни животных Игорь Акимушкин: «Не все в семействе муравьиных львов роют ловчие воронки. Личинки многих из них охотятся среди растений или в почве…»
В Татарстане энтомологи отмечают поселения муравьиных львов в Агрызском районе близ села Шаршада, в Черемшанском – у населенного пункта Шешминская Крепость, на горе Чатыр-Тау и в урочище Чекан в Азнакаевском районе, а также в Казани близ поселка Дербышки.