На состоявшемся в Госсовете РТ совместном заседании Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, Комиссии Госсовета по контролю над реализацией национального проекта "Образование" и коллегии Счетной палаты были обсуждены результаты проверки Счетной палатой РТ эффективности использования бюджетных средств, выданных на укрепление материально-технической базы и компьютеризацию школ Татарстана в 2004-2007 годах.
Аудит был проведен в Министерстве образования и науки РТ, в десяти отделах (управлениях) образования и в 72 средних общеобразовательных школах восьми районов республики: Зеленодольского, Высокогорского, Мамадышского, Балтасинского, Мензелинского, Рыбнослободского, Заинского, Нурлатского, а также двух районов Казани – Московского и Авиастроительного. В ближайшее время аудит запланирован еще в четырех районах.
По словам докладчика – аудитора Дамира Шамгунова, проверка преследовала целью не столько выявления отдельных нарушений, сколько оценки общественной полезности государственных расходов и выявления резервов в системе госуправления по реализации нацпроекта.
По результатам аудита объем финансовых нарушений составил 81 миллион рублей. Расклад такой: неэффективное расходование средств бюджета составило 31,17 млн. рублей; нарушения при осуществлении госзакупок – 36,3 млн. рублей; необоснованное авансирование поставщиков товаров – 13,3 млн. рублей и нарушения бухгалтерского учета и отчетности – 300 тысяч рублей.
Кроме того, финансовый аудит выявил недостатки на сумму 172,57 млн. рублей – это объем незавершенного строительства 14 объектов образования.
На 1 миллион 297 тысяч рублей закуплены комплекты компьютерного оборудования "Рабочее место библиотекаря", используемые нерационально. Во многих библиотеках компьютеры служат лишь печатающими устройствами. В ряде случаев полученное учебное оборудование, спортинвентарь используются неэффективно. Например, в 37 школах из 72 проверенных спортинвентарь стоимостью 398 тысяч рублей хранится в запакованном виде, хотя оснащенность школ спортоборудованием на момент проверки составляет 65 процентов, инвентарем – 40.
Дело усугубляется тем, например, что вместо предусмотренных госконтрактом мячей фирм Spalding, MIKASA Adidas закупили мячи фирмы Viking, срок службы которых согласно актам проверок – 1-2 месяца.
Сэкономили, что называется. В итоге средства бюджета на 3 миллиона 835 тысяч рублей, израсходованные на оплату поставки спортивных мячей, использованы неэффективно…
Часть целевых бюджетных средств в течение длительного времени не использовалась. При закупках продукции не всегда соблюдался порядок проведения конкурсных торгов. Что еще существенно: несоответствие системных параметров препятствует внедрению современного программного обеспечения. В школах Балтасинского района, например, имеется 359 ПК. Из них на 244 невозможно обновление программного обеспечения. В Нурлатском из 367 – на 324. В школах Мамадышского, Мензелинского, Заинского, Балтасинского, Рыбнослободского, Нурлатского районов из имеющихся 673 компьютеров 438 приобретены до 2004 года. Значительное количество их находится в нерабочем состоянии – от 26 до 17 процентов в разных районах республики и столицы.
Эффективному внедрению современных информационных технологий препятствует и низкая квалификация преподавателей: информатику в иных школах преподают… учителя физкультуры. Не факт, что кто-то из них не компьютерный гений, но фактом остается то, что основное количество преподавателей информатики таковыми не являются.
Проверкой выявлено также, что не всегда эффективно используются школьные автобусы. Установлено завышение протяженности маршрутов. Затраты на километр пробега одинаковых автобусов по районам значительно различаются. Так, в Арском – 50 руб./км, в Сабинском – 15 руб./км.
По итогам аудита в Минобразования и науки РТ направлено представление Счетной палаты для принятия мер по выявленным нарушениям и недостаткам. Министерству и его муниципальным отделам предлагается принять меры к усилению финансовой дисциплины, закупку продукции проводить в соответствии с требованиями законодательства, усилить контроль за эффективным использованием товарно-материальных ценностей, качеством закупаемой продукции, работ и услуг.
Депутаты не ограничились данными рекомендациями. Представителям Счетной палаты и Министерства образования и науки было задано немало конкретных вопросов. В принятом постановлении расширенного заседания рекомендовано Кабинету Министров рассмотреть предложения Счетной палаты, Министерству образования и науки разработать план по устранению недостатков, выявленных в ходе аудита, при проведении конкурсов создавать экспертные группы по оценке качества товаров и услуг. Главам администрации районов постановление предписывает усилить контроль, обеспечить ремонт и модернизацию компьютерной и телекоммуникационной техники в школах.