В России теперь, как в Европе и Америке, зимние праздники ассоциируются с началом распродаж в магазинах. И если последним сезонные распродажи приносят баснословные барыши, то покупателям, наоборот, – большие траты, причем чаще всего совершенно ненужные… Некоторые, зацикливаясь на скидках и «бросовых» ценах, рискуют здоровьем – как психическим, так и физическим. У психологов даже появился такой термин – «шопоголизм», то есть нездоровая тяга к совершению покупок. Об опасностях этой болезни мы говорим с известным психологом, кандидатом социологических наук, писательницей и телеведущей Анеттой Орловой.
Шопоголик – это диагноз!
– Анетта, скажите, в принципе это нормально, когда человек досуг проводит в магазинах, совершая покупки?
– Совершенно нормально. Это естественная антистрессовая терапия. Но если женщина бесконечно готова заниматься покупкой вещей, значит, у нее есть серьезные психологические проблемы. Она страдает ониоманией – непреодолимым желанием покупать и покупать вещи, не думая об их надобности и о потраченных деньгах. Покупки для нее становятся смыслом жизни, а она приобретает зависимость от шопинга.
– Кто входит в группу риска?
– Чаще всего этой зависимости подвержены представительницы слабого пола, но есть и мужчины-шопоголики. Если человек проводит неразумно много времени в магазинах, выбирая и покупая одежду, обувь, бытовую технику, мебель, значит, в его жизни
– Чем же тогда опасен шопинг, если он помогает решить какие-то психологические проблемы?
– Польза от него кратковременная – шопинг «работает» до поры до времени. Чаще всего у шопоголика развивается определенная форма шопингомании, при которой человек болезненно желает покупать вещи именно на распродажах. Люди становятся настолько зависимыми от сезонов распродаж, что специально копят деньги, чтобы потратить их именно в периоды больших скидок. Нарушается их реальная жизнь, а купленные вещи потом могут годами лежать мертвым грузом, даже нераспакованными. Такие траты сильно ударяют по личному бюджету, и в конце концов человек начинает очень переживать по этому поводу. Ведь он не пользуется купленными вещами и постоянно тратит больше, чем может себе позволить. Бывает, бессмысленные траты настолько велики, что на этой почве человек впадает в депрессию. Зафиксированы даже случаи самоубийств среди шопоголиков!
Все идет из семьи
– Может быть, шопоголики – это люди, которые в детстве ни в чем не нуждались – ни в одежде, ни в дорогих игрушках?
– Не обязательно. Тут вероятнее развитие другой проблемы, которая, кстати, схожа с шопоголизмом, – замещение человеческого внимания вещами. Если родитель не может проводить достаточно времени с ребенком, он компенсирует свое отсутствие подарками. У человека с детства складывается определенная модель замещения человеческих отношений материальными благами. Впоследствии он может шантажировать супруга: если не можешь провести со мной время, купи мне машину! В очередной раз задержался на работе – сделай дорогой подарок! Вырастает человек, который вещи ценит больше, чем отношения, эмоции, приятные моменты. И только тогда, когда он окружен подарками, а не вниманием близких, он чувствует, что его любят.
– Выходит, детей действительно не нужно баловать подарками?
– Не нужно впадать в крайности. Обделенные дети тоже могут во взрослой жизни стать шопоголиками. Например, если человеку в детстве не хватало продуктов питания, то, став взрослым, он будет без разбору покупать еду, забивая ею холодильник, причем многое будет не съедаться, а выбрасываться. Но главное, чтобы холодильник никогда не пустовал!
Богатые тоже тратят
– Есть ли шопоголики среди богатых людей?
– Конечно.
– А чем богатые шопоголики отличаются от «друзей по несчастью» из среднего класса?
– Только дороговизной покупок и стремлением продемонстрировать окружающим, что они способны тратить очень много денег. Ведь шопингомания – проблема людей с деньгами. В принципе, чтобы стать шопоголиком, нужно иметь определенный стабильный доход. Малообеспеченные люди, как правило, тратят деньги на самое необходимое.
– Но есть люди, которые на последние деньги покупают дорогие фирменные ботинки или костюм. Привязанность к дорогим брендам – это тоже болезнь?
– Это лейбломания. Такой человек не просто приобретает брендовые вещи, а еще и хранит этикетки и даже чеки от покупки. Это мания, при которой человек доказывает себе и окружающим собственную ценность через приобретение дорогой одежды. Ему необходимо демонстрировать другим, что он может себе позволить такие дорогие покупки. Чаще этому подвержены неуверенные в себе или обиженные
Звездные шопоголики
– Среди ваших клиентов немало знаменитостей. Среди них есть шопоголики? Уж им-то вроде не нужно никому ничего доказывать!
– Чаще они страдают эмоциональными проблемами, которые возникают от постоянного и пристального внимания к их персонам. Удержать это внимание позволяют красивые вещи, которыми многие знаменитости на самом деле пресыщены.
– Известно, что многие артисты не расстаются со старыми нарядами, копят их десятилетиями. И вряд ли это проявление жадности…
– Это жадность к своему прошлому, к тем приятным эмоциям, которые они пережили в этих нарядах. К примеру, актриса не может второй раз выйти в свет в платье, в котором получала престижную награду, а расстаться с теми ощущениями ей жалко, поэтому она и хранит его всю жизнь.
– А коллекционеров можно назвать шопоголиками? Ведь они тоже готовы отдать последние деньги за вещи, которые они собирают.
– Нет. Коллекционирование связано с накопительством конкретных вещей, а шопоголику важно потратить деньги, на что – вопрос второстепенный. Для коллекционера необходимо приобретенную вещь хранить долгие годы, найти для нее достойное место, чтобы ее могли видеть другие.
Держите себя в руках
– Если человек заметил, что он стал необдуманно тратить деньги направо и налево, что он должен сделать в первую очередь?
– Если необдуманные покупки становятся нормой, это говорит о том, что
– Допустим, причину человек нашел. А помочь себе самостоятельно он может? Например, дать установку не брать в магазин больше определенной суммы или составлять список самых необходимых вещей и товаров?
– Помочь себе можно в начальной стадии шопомании. Правда, от установок не будет много толку. Тем более что мы живем не в советские времена, и теперь вас никто не осудит, если в вашем шкафу будет двадцать пар сапог и пять пальто. А вот список составлять нужно. И денег брать столько, сколько необходимо для покупки того, что вы четко запланировали. Не берите с собой кредитные карточки – они способствуют большим тратам. И постарайтесь не вникать в смысл рекламных плакатов, которыми украшают витрины.
Кошелек против рекламы
– То есть реклама действительно побуждает нас тратить лишнее?
– Да, это основная задача рекламы. Слоганы типа «В три раза дешевле», «Два товара по цене одного», «Лучшее предложение и только сейчас», «Все покупают это», «Наши цены падают» являются серьезным внушением о том, что именно сейчас и никогда больше человек может сделать настолько выгодную покупку. Словом, он должен быстро принять решение. В результате многие люди складывают в корзину или тележку совершенно ненужные вещи. А ведь есть еще и рекламные хитрости, на которые мы реагируем на уровне подсознания –развешивание фотографий с вкусными блюдами, распространение аппетитных запахов, размещение товара на уровне вытянутой правой руки и так далее… В итоге нам все нравится, мы все хотим купить. Заметьте: уже у кассы позитивный настрой улетучивается – мы понимаем, что набрали кучу бесполезных вещей, но развозить товар обратно по полкам стыдно… В итоге внушительная сумма денег потрачена неоправданно.
– Выходит, выгодных рекламных предложений практически не существует?
– Не совсем так. Прекрасно, когда человек планирует бюджет и раз в полгода тратит деньги на распродажах, покупая действительно нужные ему вещи. Но как только распродажи становятся смыслом жизни – значит, вы оказались в сетях шопинга.
Лечим любовью
– Если шопоголик по каким-то причинам не может обратиться к специалисту, кто еще может помочь ему справиться с этой зависимостью?
– Близкие люди, которые окружат его вниманием и заботой. Шопоголику нужны положительные эмоции, но не от покупок, а от дорогих ему людей. Совместный отдых, романтический вечер, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом – все это заставит забыть о распродажах, о красивых, но абсолютно ненужных вещах. Искреннее внимание и любовь – вот что спасет шопоголика!
анекдот в тему
Олигарх жалуется:
– У меня жена – шопоголик.
– Что, шмотки и украшения скупает?
– Хуже: магазины!