Беда в том, что бензин при этом может сильно отдавать серой
Нажимая на курок заправочного пистолета, водители рискуют: можно и убить. Двигатель. Ведь гарантии, что в бак попадет нормальное топливо, по-прежнему нет. Недавняя массовая проверка качества бензина и солярки, проведенная Управлением рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ, это лишний раз подтвердила.
Из более чем тысячи проб, взятых на пятистах АЗС в Татарстане с 19 ноября по 19 декабря, 54 не соответствовали требованиям ГОСТа – почти каждая двадцатая! Дело было, между прочим, в рамках официально объявленного республиканского месячника качества топлива. То есть молва о «контрольных закупках» наверняка распространялась быстрее, чем инспекторы объезжали заправки. Да и коснулась проверка не всех АЗС – четверть из них в поле зрения контролеров не попала. Делайте выводы.
Сера – предвестник старости
Каким же топливом «кормят» наши автомобили на заправках, для которых ГОСТ не указ? В перечне ненужных и вредных добавок, обнаруженных в пробах бензина и солярки, на первом месте – повышенное содержание серы. А еще топливо на АЗС иногда не соответствовало нормам по температурам помутнения и застывания, фракционному составу, предельным температурам фильтруемости и температурам вспышки…
Насколько все это опасно для наших автомобилей?
– Если вы, например, регулярно станете заливать в бак бензин с повышенным содержанием серы, будьте уверены – двигатель состарится намного раньше, чем положено, – поясняет Сергей Васильев, автомеханик одного из казанских автосалонов. – Нагар, ускоренный износ деталей, старение моторного масла – все эти «прелести» обеспечивает как раз лишняя сера в моторном топливе. А еще она злейший враг системы нейтрализации отработанных газов, убивает ее жестоко и неумолимо. В результате ваш автомобиль будет хиреть сам и попутно ударными темпами загрязнять окружающую среду.
- Японский автобус, не сумев переварить отечественную солярку, застыл на трассе, отказавшись двигаться дальше…
Кстати, чем чреваты эксперименты с реализацией некачественного топлива, не так давно на своем опыте узнала и группа журналистов, направлявшаяся в пресс-тур по предприятиям Закамья. Японский автобус, не сумев переварить отечественную солярку, застыл на трассе, отказавшись двигаться дальше. Причина: у залитого в бак дизельного топлива один из параметров (температура помутнения) оказался ниже «гостовского» на целых десять градусов. А это значит, что даже при умеренно морозной погоде солярка должна была потерять вязкость. На улице было всего минус двадцать, и этого хватило: кристаллы парафина забили фильтры, подача топлива прекратилась.
Для журналистов этот инцидент обернулся часовой разминкой на морозе. Всего-то. А если бы из-за некачественного топлива вдруг остановилась «скорая», спешащая на вызов, пожарная машина?
Почему глохнут моторы
Случай с внезапно замерзшей соляркой, по-видимому, не такая уж и редкость. Начальник Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев, подводя итоги месячника, проинформировал: сорок четыре из всех некондиционных проб – это дизельное топливо. Мы проверили: отклонения от нормы в ряде случаев действительно впечатляющие.
Например, температура помутнения дизельного топлива, которое продавалось на АЗС №45 в нижнекамской промзоне, составила, согласно результатам анализов, минус двенадцать градусов. Норма по ГОСТу – не выше минус двадцати двух. На заправке, расположенной в поселке Осиново Зеленодольского района (улица Мирная), зафиксировано отклонение от ГОСТа на девять градусов – разумеется, в худшую сторону. А АЗС, которая поджидает водителей на трассе М7 «Волга» (1050 километр+500 метров), продавала топливо, мутнеющее уже при минус четырнадцати – это на одиннадцать градусов выше нормы. Но абсолютный антирекорд, по данным управления, зафиксирован на заправке, расположенной на территории Альметьевского трубного завода. Здесь отклонение от ГОСТа составило 13 градусов. Лабораторные анализы показали: это дизельное топливо должно было гарантированно застыть уже при минус двадцати двух.
Сколько водителей поминало «добрым» словом владельцев АЗС, застряв
зрение. Теперь, зайдя на его сайт, можно увидеть адреса заправок, которые, видимо, лучше объезжать стороной.
В списке – и все без исключения продавцы замерзающего дизельного топлива, и АЗС, торгующие бензином и соляркой, содержание серы в которых превышает нормы в десятки, а то и в сотни раз. Рекордсмен в последнем – заправка на 41-м километре Северной объездной дороги возле Новой Туры. В топливе, которое здесь реализовывали, содержание серы в 780 раз превышало норму по ГОСТу. На этом фоне продукт, который продавался на казанской АЗС (улица Тинчурина), просто «образцовый» – серы в нем было всего в 35 раз больше нормы.
- Топливом, не соответствующим стандартам, торгуют обычно мелкие фирмы
Увы, в списке заправок, которые уличены в продажах, мягко говоря, не самого хорошего топлива, – 54 адреса. Все не запомнишь. Да и водителям часто не до выбора – когда стрелка прибора приближается к красной черте, думаешь только о том, чтобы дотянуть до ближайшей АЗС. Как же быть?
Мелкий частник должен уйти?
Проверка заправок, по словам Роберта Гилязиева, выявила одну закономерность. Топливом, не соответствующим стандартам, торгуют обычно мелкие фирмы. Не случайно в обнародованном списке нет АЗС, принадлежащих крупным компаниям. Оно и неудивительно: у тех имеются собственные службы контроля и испытательные лаборатории. «Киты» в состоянии проверить каждую партию бензина или дизтоплива, поступающую с нефтеперерабатывающих предприятий, образцово организовать продажи.
Вывод вроде бы напрашивается сам собой: мелких игроков на топливном рынке следует игнорировать. И вообще – по возможности свести их присутствие к минимуму. Сторонников такого подхода к решению проблемы сегодня не так уж и мало, причем даже в верхах. Аргументы они приводят, кажется, вполне убедительные. Мол, чтобы выдержать конкуренцию, мелкий частник держит низкие цены. А чтобы при этом не вылететь в трубу, торгует продуктом сомнительного качества. Да и рынок вроде бы перенасыщен – заправки нередко стоят через каждые сто метров…
Однако выиграет ли в итоге рядовой водитель? Возможно, избавившись от скромных владельцев «штучных» автозаправок, мы и уменьшим продажи некачественного топлива (хотя это еще не факт). Но точно – уменьшим конкуренцию на рынке. И наши образцовые «киты», не исключено, этим быстро воспользуются, подняв цены. Есть и другая сторона медали – в глубинку, на «невыгодные» территории сетевые компании идут неохотно, и здесь никакой перенасыщенности заправками нет. Здесь вся надежда на непритязательных владельцев мелких АЗС.
Наверное, нужно действовать иначе. Например, создать систему контроля за всеми без исключения АЗС, которая сможет фиксировать любое нарушение и оценивать качество топлива еще на входе – в момент, когда оно по-
ступает в точку продажи с НПЗ. А санкции за продажу плохого товара должны быть такими, чтобы любитель легкой наживы рисковал не только имиджем, но и своим капиталом. В этом случае сомнительные АЗС исчезнут сами собой, без всякого административного вмешательства.
Кстати, в том, что простое ужесточение контроля за работой АЗС приносит свои плоды, сомневаться не приходится. В 2011 году не соответствовали нормам 3,5 процента проб топлива, взятого на татарстанских заправках, в прошлом – уже только три процента.
наша справка
В Татарстане действуют 994 АЗС, 310 из них принадлежат трем крупным компаниям, собственниками остальных являются 330 владельцев.