Посигналив зеленой стрелкой на мониторе, управляющий компьютер тут же выдал сообщение, что выставленная для отправки информация пошла по названным адресам.
– Через считанные минуты в 220 школах и других учреждениях образования начнут получать наше послание, – поясняет системный администратор Лейсан Шагиахметова. – Теперь не надо ни конвертов, ни посыльных, а главное – связь может осуществляться очень быстро. Понятно, что это требует определенной квалификации, до которой многим еще расти да расти, но в перспективе выигрыш очевиден. Фактически у нас начато внедрение электронного документооборота.
Лейсан окончила факультет вычислительной математики и кибернетики Казанского университета и об уникальном проекте, который осуществляется уже несколько лет, способна рассказывать часами. Пробные подключения по инициативе спонсора – информационно-финансовой корпорации “БанКорп” – впервые были выполнены в Вахитовском и Советском районах Казани. Первыми в общую сеть объединились новосавиновские школы. А по-настоящему масштабная работа по созданию единой информационно-образовательной сети развернулась после принятия соответствующего постановления городской администрации.
Ныне Казань, пожалуй, единственный из городов-миллионников России, где все без исключения образовательные учреждения имеют выход в Интернет. В каждом из них смонтированы локальные сети, проложен кабель нужного качества (а это – не один десяток километров!), произведены наладочные и регулировочные работы. Впереди, разумеется, еще много больших и малых дел, но основа заложена хорошая и многообещающая. В каком направлении предстоит ее развивать, как и за счет каких средств укреплять?
– Сегодня успех дела решают не компьютеры, а связи между ними, – подчеркивает начальник управления образования Казани И.Галиахметов. – Такая ситуация невольно подталкивает к размышлениям. Ведь в нашем распоряжении сейчас примерно 4,5 тысячи персональных ЭВМ. Вы представляете, это же большущий вычислительный центр. Вот и ломай голову, как организовать эффективную эксплуатацию столь мощного парка. Просто хаотичное общение в Интернете, как мы убеждаемся, даже в малой степени не обеспечивает педагогического результата. Нельзя пускать дело на самотек, рассчитывать на пресловутый авось. Пришла пора, исходя из потребностей и требований школы, строить совершенно новую систему.
Шаги в этом направлении стали осуществляться отнюдь не вчера. Первым делом следует упомянуть создание городского информационно-диагностического центра. Пять лет назад это казалось то ли бюрократической блажью, то ли романтическим чудачеством. Но жизнь показала, насколько верным и рациональным было принятое решение. Возникший без пристанища, без кадров, без технической базы казанский ГИДЦ сегодня превращается в источник последовательной модернизации школьного образования. Так что из идеи, которая поначалу воплощалась почти на голом энтузиазме, сформировалась реальная образовательная инновация.
Электронный документооборот, бесспорно, очень важен для школьной системы (впрочем, как и для любой другой). Без него можно просто захлебнуться в бумагах, а нынешняя жизнь, отвергая сонность и дремоту, взывает к оперативной, экономичной, эффективной деятельности. На наше счастье, компьютеры и компьютерные сети тут как тут: подсчитают, принесут, разошлют. Но еще важнее и сложнее применение их непосредственно в образовательном процессе. Принято считать, что информационные технологии революционизируют его. И, похоже, это вовсе не преувеличение.
– Хотя бывает и “много шума из ничего”, – урезонивает директор ГИДЦ М.Каюмов. – Сколько разговоров о Едином государственном экзамене, сколько копий сломано вокруг этого нововведения! Сложилось мнение, что оно отвергалось в Казани и Татарстане. Между тем у нас уже несколько лет проводится процедура ЕГЭ, обобщен огромный, представляющий практическую и научную ценность материал. Сейчас совместно с Московским центром готовимся к очередным двум этапам тестирования. Существенно вот что: параллельно с традиционной системой оценки и контроля результатов обучения упорно складывается новая методика, основанная на использовании именно тестовых технологий.
Как и чему учат в школах? Кто учит и какие ставит оценки? Такие вопросы возникают часто, и они не случайны. Комплексное тестирование вызвано потребностью в получении независимой объективной информации о текущих достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. Казанский опыт педагогического мониторинга интересен тем, что он осуществляется по триединой формуле: тестирование знаний, контроль показателей физического здоровья и психолого-педагогическая диагностика учащихся. Во всероссийском конкурсе “Педагогический тест – объективный измерительный инструмент” в 2001 году казанская методика стала лауреатом и получила диплом. Еще одна методика – по физической культуре – издана в Москве и допущена в качестве учебного пособия федерального уровня к внедрению в регионах России.
– Сотрудничество с Казанью нас вполне устраивает, – говорит директор Федерального центра тестирования В.Хлебников. – Мы вместе проходим по ступеням внедрения перспективной технологии, избавляемся от шероховатостей, добиваемся более широкого охвата участников. Сформированная образовательная сеть в городе позволяет нынче самим школам проводить тренировочные тестирования и непосредственно участвовать в централизованном компьютерном тестировании, а ГИДЦ, как наше региональное представительство, может полностью автоматизировать процесс обработки тестов – уменьшать количество сканируемых бланков, передавать задания и получать результаты по сети. Желаю всем успеха!
Без такого оператора информационно-образовательной сети, каким является “БанКорп”, сделать столь ощутимый шаг вперед было бы, пожалуй, просто невозможно. После того как все школы Казани по проекту “Прыжок барса” подключены к Интернету, идет построение его регионального фрагмента в Татарстане – школьного Интранета. Создание надежных каналов прямой и обратной связи, наполнение общедоступных баз данных, несомненно, повышают эффективность использования компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий в управлении качеством образования. Проводимое тестирование помогает отработать каналы связи, лучше освоить передачу информации как из региона в центр, так и в обратном направлении, а также позволяет более эффективно реализовать диагностическую функцию информационно-образовательной сети.
– Звучит довольно сухо, однако смысл в этом заложен большой, – размышляет по этому поводу заведующий информационно-библиографическим отделом городского управления образования А.Бахтин. – Я бы выразился так: у нас удача в сети, как хороший улов. Мы не только держим руку на пульсе школьной жизни, не только собираем и анализируем информацию, но и начинаем влиять на функционирование системы, вводить в бытие школы современные тенденции, поворачивать ее лицом к актуальным запросам общественного развития. Например, начинает обретать очертания виртуальная татарская гимназия. Используя каналы нашей сети, в ней сможет учиться любой казанец, да и каждый желающий, независимо от того, живет он в Казани и Татарстане или где-нибудь в зарубежье, ближнем или дальнем.
Плюсов много. Умные машины способны помочь преподавателю сделать обучение как можно более индивидуальным, усилить в нем творческие начала. Благодаря сетевым решениям широкое распространение должны получить интерактивные формы учебных занятий с привлечением мультимедийных средств и пособий. Открываются замечательные возможности для расширения профильного обучения, причем не как нудной обязаловки, а по принципу “Алло, мы ищем таланты”. Еще более важную роль будут играть всевозможные олимпиады и конкурсы, больше станет клубов по интересам и творческих объединений самых разных направлений. Словом, весьма заманчивые перспективы!
Насколько они реальны? – вот в чем вопрос. Пример многих городов масштаба Казани, да и хотя бы даже Москвы и Санкт-Петербурга, где далеко не все школы имеют элементарный доступ в Интернет, показывает, что от мечты до ее воплощения – дистанция огромного размера. Столица Татарстана заметно вырвалась вперед и сегодня должна сделать еще одно усилие в выполнении проекта “Прыжок барса”, чтобы на основе имеющейся сети сформировать полноценную информационно-образовательную среду. Причем сделать это в условиях фактического сокращения бюджета образования, безжалостного урезания всех его “лишних” статей и разделов. Значит, должно прозвучать продолжение вопроса: где взять деньги?
– Не стану повторять избитую фразу о бесплатном сыре в мышеловке, – резонно подмечает руководитель фирмы “Технические средства связи” Д.Ганеев. – Однако факт остается фактом: финансовые резервы могут быть найдены в самих информационных технологиях. Потенциал их настолько велик, а варианты решений столь разнообразны, что вовсе не кажется фантастичным достижение самоокупаемости информационно-образовательной сети. Нужно рационально использовать существующие линии связи за счет их уплотнения, необходимо правильно определить структуру сети и способы управления ею, а главное – не отдавать решение проблемы на откуп монополистам, диктующим непомерные, с точки зрения задавленных безденежьем школ, тарифы.
Похвальны усилия компании “БанКорп”. Да и Федеральная программа информатизации, в буквальном смысле, дорогого стоит. У нас тоже, как и в знаменитой деревне Кузькино, пытаются дать в школу Интернет через спутник. Но ведь космическая орбита, подобно начальственным кабинетам, ох как высоко! Надо смотреть правде в глаза: содержание высокоскоростной информационной системы школе не по карману. Извините, это же не высокодоходный бизнес вроде бензоколонок и супермаркетов. Может быть, надо идти от земли, искать прагматичные варианты? Не исключено, что это – комплексное решение на муниципальном уровне. Кому не хочется увидеть удачу в Сети?
Альянс САБИРОВ,
Информагентство “Волга-Урал”.