Наверняка никто не сомневается в смысле поговорки о том, что в тихом омуте черти водятся. Так вот, козодой обыкновенный весьма соответствует данному высказыванию: с виду неприметный воробушек, но с удивительными способностями.
Начнем с того, что далеко не каждая птица, даже занесенная в Красную книгу, может похвастать собственной легендой. А у козодоя она есть!
В давние времена в Греции (по другим источникам – в Германии) местные пастухи заметили, что козы стали меньше давать молока, как будто
На самом деле, конечно, к дойке коз птицы не имеют никакого отношения – их привлекают насекомые, в первую очередь жуки-навозники, собирающиеся около помета животных. Кстати, уничтожая большое количество вредных насекомых, обыкновенный козодой приносит большую пользу лесному и сельскому хозяйству.
Вообще козодой любит лакомиться крупной «дичью», например, бражниками, ночными бабочками. Охотится с наступлением темноты и до рассвета, насекомых обычно ловит в полете. После ночной «работы» козодои днем спят, но не прячутся в дуплах, как совы, а устраиваются открыто – среди опавших листьев или на ветке дерева. При этом обнаружить птицу можно лишь случайно – пестрое оперение, прищуренные глаза и малоподвижность сливают ее с окружающей средой.
Вот как описывает встречу с этим великим конспиратором орнитолог, путешественник и охотовед Сергей Бутурлин: «…Прижавшись к коре, словно слившись с поверхностью ствола, совершенно неподвижно сидит она, и крапчатая с пестрянками окраска ее удивительно подходит под цвет коры. У птицы заблестели до того почти закрытые, сильно прищуренные глаза: вероятно, она заметила вас – ведь вы подошли к ней вплотную, шагов на шесть. Красивый темный глаз смотрит пристально, птица явно насторожилась, хотя ни одним, даже ничтожным движением не обнаружила волнения. Еще шаг ближе – и птица быстро, бесшумно взлетела. Каким-то танцующим, дергающимся в воздухе полетом понеслась она вперед, затем, расправив крылья, планируя, села тут же, на ваших глазах, на ближайшую кладку дров, села и неожиданно пропала из поля зрения: защитная ее окраска слилась с тоном старой коры и лишайников».
Еще одна «фишка» козодоя – его пение. Кто хоть раз услышал, уже никогда не спутает эту песню с голосами других птиц.
Итак, певец усаживается на сук сухостойного дерева и заводит бесконечную трель. Звукоподражательно ее передать трудно, она звучит как чрезвычайно протяжное «тр-уэрр-уэрр-уэрр-уэрр, тр-тр-уэрр, уэрр-уэрр…». Монотонная, дребезжащая трель тянется по несколько минут подряд, она далеко слышна в сумерках весеннего или летнего вечера. Заканчивая выступление, козодой издает характерное «фюрр-фюрр-фюрррюю…», словно певцу не хватило дыхания.
Затем он неизменно взлетает, широко взмахивает крыльями и подпрыгивает в воздухе, издавая резкие хлопки крыльями. Слышно их за четверть километра, приходится лишь удивляться, как мягкие, словно у совы, крылья козодоя способны издавать столь громкие звуки. В этот момент козодой призывно кричит: «Уик-уик-уик», напоминая голос совы. Его подруга вторит ему, она взлетает навстречу, птицы кричат и мечутся в воздухе вместе. Такой удивительный концерт с элементами акробатики можно наблюдать весной и летом в сумерках на лесных опушках. За столь позднюю активность козодоев прозвали в народе полуночниками, в Германии их именуют «ночными ласточками».
Лучший знаток козодоев в Татарстане – старейший ученый-зоолог Казанского федерального университета Валериан Гаранин. Приглядеться к этой птице ему посоветовал еще в студенческую бытность, в далекие сороковые годы прошлого века, Николай Дмитриевич Григорьев – директор Волжско-Камской охотничьей промысловой станции, работавшей в ту пору при Казанском зоопарке.
– Козодои гнездятся прямо на земле, яйца откладывают на сухие листья и хвою, – рассказывает Валериан Иванович. – Если подойти к «гнезду» и спугнуть самку, то птица начинает летать очень близко, часто присаживаясь на землю. В такой момент волнения не слышно ее трещащего крика, лишь отрывистое «уик-уик». Однажды я ходил по Раифскому лесу. Иду по чуть заметной тропинке – и вдруг прямо из-под ног птица вылетела. Остановился, присмотрелся: на чуть припорошенной древесной трухой земле сидит только что вылупившийся птенец козодоя, рядом еще целое пестрое яйцо. Я аккуратно обошел препятствие, уже издали отметил, что к семейству вновь подлетел бесстрашный козодой.
В Татарстане козодоя обыкновенного (зимовать он улетает в Африку) можно встретить на территории многих районов – Азнакаевского, Актанышского, Альметьевского, Агрызского, Бавлинского, Тетюшского, Нижнекамского, Черемшанского. Но раньше этих птиц было больше, не случайно сегодня козодой обыкновенный значится в Красной книге РТ как редкий вид, которому в настоящее время не грозит исчезновение, но при неблагоприятных условиях это может произойти.