В минувшем году газета «Республика Татарстан», регулярно обращаясь к теме Отечественной войны 1812 года, рассказала о нескольких земляках – героях этой войны. Это братья Петр и Сергей Желтухины, герой Бородинского сражения Петр Ивашев, братья Александр, Владимир и Иосиф (Осип) Юшковы. Сегодняшнее наше повествование еще об одном незаслуженно забытом земляке, генерале от инфантерии Михаиле Ивановиче Чеодаеве (1785-1859).
Не философ, а воин
В глубокой древности Чаадаевы, Чеодаевы, Чегодаевы были родней. Корень этой фамилии тюрко-монгольский, само слово «чагатай» означает «храбрый», «честный», «искренний». Так звали второго сына Чингисхана – Джагатая (Чагатая), в русском произношении – Чаадай.
Предки Чаадаевых связаны с Казанью, где в 1568 году стрелецким головой был Чаадаев Суббота Григорьев. Впоследствии единый род Чаадаевых распался на несколько ветвей. Наиболее известным его представителем является московский дворянин, русский философ и публицист Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), это ему Пушкин посвятил свое знаменитое стихотворение.
Герой нашего рассказа Михаил Иванович принадлежал к потомственным дворянам Казанской губернии, носившим, в отличие от московских Чаадаевых, несколько измененную фамилию Чеодаевы. В Чистопольском уезде находилось их родовое имение Сосновка.
Михаил родился 7 сентября 1785 года в семье дворянина в Чистополе Ивана Осиповича Чеодаева и купеческой дочери Ирины Ивановны Роспопиной. Получил домашнее воспитание. Военную службу начал 21 апреля 1799 года в Казани, унтер-офицером в гарнизонном полку. Менее чем через два года его перевели в Ширванский пехотный полк прапорщиком. Затем Михаил Иванович стал подпоручиком, 9 декабря 1806 года он был переведен в Кременчугский пехотный полк поручиком, где спустя год получил звание штабс-капитана.
В русско-шведской войне
Боевое крещение штабс-капитан Чеодаев получил в войне со шведами. 3 мая 1808 года шведские войска лишились главной морской базы в Южной Финляндии, когда капитулировал почти шеститысячный гарнизон крепости Свеаборг и было захвачено 1989 орудий, более 90 гребных судов. Кременчугский пехотный полк отплыл на захваченных у шведов судах в порт Або. Здесь Чеодаев вместе с боевыми товарищами участвовал в операциях в качестве десанта. Шведы атаковали русскую флотилию между островами Рунсало и Хирвисало. Бой длился весь день, и только ночью шведы отступили.
В августе Михаил Иванович в составе своего полка участвовал в морском сражении у Зунсало. Здесь, несмотря на двойной перевес сил у шведов, полк держался весь день, хотя в нашей флотилии, расстрелявшей все заряды, из 24 судов неповрежденными осталось только пять.
В 1809 году Чеодаев участвовал в экспедиции на Аландские острова, когда наши войска перешли в Швецию по льду Ботнического залива. В сражении на Аландских островах Михаил Иванович получил ранение в лицо. По заключении Фридрихсгамского мира он вернулся в Россию. За отличие в боях он заслужил монаршее благоволение и орден Св. Анны IV степени. Эта награда вручалась младшему офицерскому составу только за боевые заслуги.
10 марта 1812 года Михаил Чеодаев был пожалован в майоры. В этом чине в рядах Кременчугского пехотного полка он встретил Отечественную войну 1812 года.
Участвовал в сражениях под Витебском и Смоленском, где заслужил очередное монаршее благоволение. Четвертая пехотная дивизия в составе Кременчугского, Минского, Тобольского и Волынского пехотных полков, двух егерских полков и артиллерийской бригады входила во второй корпус генерал-лейтенанта К.Ф.Багговута. Так случилось, что части этого корпуса вступили в Бородинское сражение последними. Но проявили все свои умения и стойкость.
На Бородинском поле
Кременчугцы и минцы держали оборону на левом фланге в районе старой Смоленской дороги, где атаковали польские части Великой армии под командованием маршала Юзефа Понятовского. Около часу дня, когда Понятовскому стало известно об успехах французов на флешах, он принял решение возобновить атаки. Построившись в две колонны, его войска пошли лесом в обход левого фланга Багговута. «Брестский, Рязанский, Минский и Кременчугский пехотные (2-го корпуса) полки… бросились на эти колонны, ущемили их между чащами леса и искололи жестоко, а лесом овладели», – вспоминает один из участников сражения.
Кременчугский полк сражался с 12 до 16 часов в центре позиции у батареи Раевского. Действуя вместе с Минским полком, кременчугцы привели в совершенное расстройство целый корпус французской тяжелой кавалерии графа Монбрюна. Об этом моменте боя генерал Багговут писал потом в своем рапорте:
«…в одну минуту неприятель согнан с батареи, и дерзость его столь наказана штыками русских, что гора сия и была усеяна трупами неприятеля, а остальные спасались бегством».
В списке офицеров и генералов второго пехотного корпуса, представленных генералом Багговутом к наградам за Бородинское сражение, значатся майоры Кременчугского пехотного полка Емиловский и Чеодаев. Они «поощряли подчиненных, давая примеры своим мужеством и неустрашимостью, а также неоднократно благоразумными распоряжениями опрокидывали неприятельскую кавалерию сильным батальным огнем». Наш земляк Михаил Чеодаев за отличие в Бородинском сражении был награжден орденом Св. Владимира IV степени с бантом.
На Бородинском поле стоят 40 памятников героям Отечественной войны 1812 года. Есть памятник и четвертой пехотной дивизии генерала Виртембергского (см. фото слева), воздвигнутый по проекту архитектора А.Верещагина. На лицевой стороне – текст-посвящение: «Доблестным предкам 4-й пехотной дивизии принца Виртембергского, стяжавшим в Бородинском сражении вечную славу Отечеству и русскому воинству». Это знак благодарности и нашему земляку Михаилу Ивановичу Чеодаеву.
По следам отступающей армии
Чеодаев был участником всех крупных сражений по маршруту преследования французов русскими. За отличие при взятии Вязьмы его наградили золотой шпагой «За храбрость». А за отвагу и мужество, проявленные в боях при городе Красном, он был произведен в подполковники.
На мраморной плите 24-й стены галереи воинской славы в храме Христа Спасителя среди отличившихся в боях 2-6 ноября 1812 года золотом выбита фамилия майора Чеодаева.
В заграничных походах
В 1813 году преследование неприятеля продолжилось в границах царства Польского. 1 февраля подполковник Чеодаев сражался при взятии города Калиш. Пройдя вместе с полком Нижнюю Силезию, 8 марта он вступил в Саксонию. Сражался под Дрезденом и Люценом. За боевое отличие получил орден Св. Анны II степени с алмазными украшениями.
С 21 марта по 8 мая при отступлении наших войск Чеодаев находился в арьергардных боях. 8-9 мая принял участие в сражении при Бауцене, за отличие был награжден прусским королем орденом Pourle Merite ( «За заслуги»).
По окончании перемирия, пройдя через Богемию, Михаил Иванович вновь оказался в Саксонии и участвовал в разгроме неприятельских авангардов от села Питерсвальде до города Пирно. А тремя днями позже, 17-18 августа, Чеодаев отличился в сражении при Кульме (современный Хлумец в Чехии), где заслужил монаршее благоволение и прусский орден Красного орла III степени. Весь сентябрь 1813 года ему довелось участвовать в боях у деревни Нолиндорф, вторично при Кульме, а также при Альтенбурге, при взятии города Борно.
В начале октября подполковник Чеодаев участвовал в боях при деревне Вахау, а в генеральном сражении под Лейпцигом был ранен в ногу с повреждением кости и не смог продолжить кампанию. Наградой ему стали монаршее благоволение и чин полковника.
Генеральские эполеты
18 декабря 1814 года полковника Чеодаева перевели в 21-й Егерский полк и назначили командиром. С 20 августа 1814 года полк находился в Ковно (ныне Каунас, Литва), а в марте 1815-го, ввиду возвращения Наполеона с Эльбы, снова был двинут за границу через Плоцк и Калиш, но принять участие в боевых действиях не успел.
Чеодаев командовал полком до 12 декабря 1821 года, когда был произведен в генерал-майоры и получил в командование 3-ю бригаду 2-й гренадерской дивизии. 6 декабря 1821 года он был награжден орденом Св. Георгия IV степени.
Когда в 1831 году польский сейм объявил династию Романовых «низложенной» и началась кампания против восставших поляков, генерал Чеодаев вновь был отправлен в действующую армию. Командуя 17-й пехотной дивизией, он участвовал в сражении при деревне Грохов, непосредственно прикрывавшей Варшаву. За Гроховское сражение генерал-майор Чеодаев был удостоен золотой шпаги «За храбрость» с бриллиантовыми украшениями, а за взятие Варшавы – ордена Св. Владимира II степени. Кроме того, за этот поход он был награжден польским знаком отличия за военное достоинство Virtuti Militari II степени.
25 июня 1833 года за отличие в службе Чеодаев был произведен в генерал-лейтенанты. С 12 мая 1835 г. по 17 марта 1844 г. он командовал 10-й пехотной дивизией, штаб которой находился в Новгороде-Северске, уездном городе Черниговской губернии. В 1846 году Михаил Иванович командовал уже пехотным корпусом со штабом в Киеве, был произведен в генералы от инфантерии.
Командир пехотного корпуса
15 марта 1848 года началась революция в Венгерском королевстве, входившем в состав Австрийской империи. Командуя 4-м пехотным корпусом, генерал от инфантерии Чеодаев участвовал в Венгерской кампании 1848-1849 годов в составе действующей армии. В занятом 21 июля 1849 года венгерском Дебрецене генерал Чеодаев отобрал у жителей и уничтожил все оружие, отправил в главную армию несколько транспортов с продовольствием и затем выступил на соединение с нею, взяв с собой 218 подвод, нагруженных хлебом. При этом отдал приказ:
«…предписываю всем начальникам частей строго внушить нижним чинам, дабы они отнюдь не смогли не только портить виноградные сады, но не смогли бы без позволения хозяев входить в сады, а за порчу виноградников строго наказывать нижних чинов».
Венгерское восстание было окончательно подавлено в начале августа, и к концу октября 1849 года в австрийских пределах уже не было ни одного русского солдата. За бои у сел Геремболи и Зольца, форсирование под огнем противника реки Тиссы у Токая и занятие Дебрецена генерал Чеодаев был награжден орденом Св. Александра Невского с алмазными украшениями, орденом Большого креста австрийского ордена Св. Леопольда, серебряной медалью «За усмирение Венгрии и Трансильвании 1849 г.».
Начальник пехотных войск армии
10 января 1850 года генерал от инфантерии Чеодаев был назначен командиром
6-го пехотного корпуса в Москве. В том же году он отпраздновал 50-летие своей службы в офицерских чинах.
Во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов Михаил Иванович, командовавший 6-м пехотным корпусом, был назначен начальником всех пехотных резервных и запасных войск армии. В этой должности он пробыл около двух лет, а 12 сентября 1856 года был уволен по причине расстроенного здоровья. Умер М. И.Чеодаев в 1859 году в Москве и был исключен из списков армии 7 июля того же года. Единственный наш земляк, достигший высшего генеральского чина, кавалер высших орденов России, один из немногих полных кавалеров ордена Св. Анны, он до конца своей жизни оставался верен девизу этого ордена: «Любящему правду, благочестие, верность».
К сожалению, портрет Михаила Ивановича найти не удалось. Возможно, он сохранился в запасниках музеев Москвы или Санкт-Петербурга либо в частных коллекциях у антикваров.