Расширяя спектр возможностей

Почти миллиард рублей из федерального и республиканского бюджетов было выделено в этом году представителям малого и среднего бизнеса для грантов и субсидий. О том, как этот бизнес вовлекается в сферу государственно-частного партнерства, каковы положительные тенденции этого процесса, а что еще предстоит отрегулировать, шла речь на «круглом столе» с участием депутатов, представителей госвласти и бизнес-сообщества.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_71337

Малый и средний бизнес стремятся к более активному участию в проектах государственно-частного партнерства

Почти миллиард рублей из федерального и республиканского бюджетов было выделено в этом году представителям малого и среднего бизнеса для грантов и субсидий. О том, как этот бизнес вовлекается в сферу государственно-частного партнерства, каковы положительные тенденции этого процесса, а что еще предстоит отрегулировать, шла речь на «круглом столе» с участием депутатов, представителей госвласти и бизнес-сообщества.

Сейчас, помимо принятого в минувшем году Закона «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», в этой сфере действует около 150 нормативных правовых актов. Кроме того, указом Президента РТ создан Инвестиционный совет, одной из главных задач которого является реализация проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Сейчас Татарстан входит в первую десятку регионов России по числу субъектов малого и среднего бизнеса – их более 163 тысяч. Однако наиболее распространенным видом деятельности, как и прежде, остается оптово-розничная торговля, ею занимаются почти половина предпринимателей. Доля же субъектов, задействованных в обрабатывающих производствах, составляет только 11 процентов.

Комментируя эти показатели, председатель парламентского Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев заметил: «В данной сфере государство сделало пока не все, что нужно».

В частности, федеральным законодательством не предусмотрена возможность реализации проектов государственно-частного партнерства по большинству из возможных форм соглашений, используемых в мировой практике. Говоря конкретно, у нас можно использовать только одну модель государственно-частного партнерства – концессионные соглашения, когда право собственности на объект закреплено за государством или муниципалитетом. Это существенное ограничение, и в республике таких соглашений принято очень мало.

Поэтому государственно-частное партнерство главным образом развивается в форме создания особых экономических зон и инвестиционных площадок. В настоящее время одна из успешных особых экономических зон производственного типа в России – это «Алабуга», на площадках которой работают 33 компании-резидента.

«Это очень успешная форма, которую планируется взять за основу и как некий аналог транслировать по республике, – подчеркнул начальник отдела развития государственно-частного партнерства Агентства инвестиционного развития РТ Сергей Головин. – Для любого бизнеса важно получить от государства конкретный пакет административных, инфраструктурных услуг, какие-то налоговые преференции. Планируется создать 5–7 инвестиционных площадок, которые будут находиться под патронатом Президента Татарстана. Концепцию данного законопроекта рассмотрят на ближайшем заседании Инвестиционного совета республики».

В связи со вступлением России в ВТО сейчас много говорится о конкурентоспособности отечественных товаров. Что же касается внутренней конкурентоспособности, то Татарстан по некоторым параметрам проигрывает соседним регионам. Это касается тарифной политики в отношении малого и среднего бизнеса, когда предпринимателю не выгодно оставлять свой бизнес в республике.

«В Татарстане, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо пройти 32 процедуры, на которые понадобятся 223 дня, – посетовал заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Владимир Жуйков. – Между тем есть регионы, где ситуация в этой сфере намного лучше. Необходимо четче проанализировать процесс получения разрешения на строительство, чтобы выявить ненужные звенья и отжившие процедуры».

Марат Галеев заметил по этому поводу, что проблема поднята непростая, так как затрагивает и федеральные, и республиканские органы. Однако Президентом республики дано совершенно четкое указание – добиться улучшения в этом вопросе.

Не может не беспокоить и избирательный подход проверяющих органов к малому и среднему бизнесу. «Если с крупным бизнесом ведутся равноправные переговоры, то с малым не церемонятся», – отметил Владимир Жуйков.

В свою очередь предпринимательница Мария Горшунова затронула тему штрафов, от которых очень страдает бизнес, «они просто огромные и безусловные». По ее мнению, чтобы исключить коррупционную составляющую, необходимо добиться внесения в Административный кодекс «предупредительных» статей. Чтобы контролирующие органы сначала предупреждали предпринимателя, выдавая ему предписание с требованием, к примеру, в течение двух часов или двух дней устранить нарушение, и уже если это предписание не выполнено, только тогда облагать штрафом.

«Это очень интересная идея, – заметил Марат Галеев. – Она заслуживает того, чтобы ее рассмотреть и попробовать реализовать в нашем законодательстве».

Президент некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» Леонид Штейнберг рассказал еще об одном наболевшем вопросе, уже для перевозчиков. По его словам, республике, чтобы нормально работать с учетом запуска и строительства новых крупных предприятий, необходимо еще пять тысяч автопоездов. Перевозчики рассчитывали на программу «Лизинг-грант», чтобы приобретение подвижного состава частично профинансировали за счет бюджетных средств. Однако, как выяснилось, деньги по этому проекту получить нельзя, так как транспортная логистика не считается производственной деятельностью. «Считаю это в корне неправильным, – заявил Леонид Штейнберг. – Тем более что все вложенные средства, и даже больше, вернутся в виде налоговых отчислений в бюджеты всех уровней».

Резюмируя обсуждение, председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству отметил, что законы «рождаются» как минимум шесть месяцев, и если в следующем календарном году они будут разработаны и приняты, то этот «круглый стол» прошел не напрасно.

Участники дискуссии рекомендовали Правительству республики определить приоритетными сферами применения механизмов государственно-частного партнерства для малого и среднего предпринимательства: жилищно-коммунальный комплекс, АПК (растениеводство, животноводство, рыбоводство, лесное хозяйство); строительство и производство строительных материалов; транспортно-логистическую инфраструктуру; информационно-коммуникационные технологии и связь. Депутатам Госдумы от Татарстана необходимо активнее содействовать принятию Федерального закона о государственно-частном партнерстве. Агентство инвестиционного развития совместно с Министерством экономики могло бы внести предложения по завершению формирования республиканских и муниципальных инвестиционных площадок. А Министерство промышленности и торговли – продолжить работу по привлечению крупных промышленных предприятий к сотрудничеству с компаниями малого и среднего бизнеса в части исполнения заказов и оказания услуг по аутсорсингу.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще