Человек заходит в свой подъезд. Шагает по грязному полу, едет в прокуренном лифте. Впотьмах ищет ключ от квартиры. Облегченно выдыхает, войдя в дверь, – наконец-то дома! Знакомо? Всего три года назад так было и в доме №65 по проспекту Мира в Елабуге. Теперь в здешних подъездах идеальный порядок, и это только малая часть изменений, видная невооруженным глазом. «Революцию» в доме произвело создание здесь товарищества собственников жилья – ТСЖ «Ромашка».
К Елене Сермеевой теперь все приходят за опытом и советами, а поначалу новоявленная руководительница ТСЖ пребывала в растерянности. Никогда не думала, что жизнь свяжет ее со сферой ЖКХ. С другой стороны, за то время, что дом находился в ведении одной из управляющих компаний, он пришел в плачевное состояние. Периодически прорывало трубы, а сантехники боялись к ним прикоснуться, в подъездах и квартирах было холодно… Зато тарифы росли стабильно.
ТЫ СЕБЯ УВАЖАЕШЬ?
Так жить – себя не уважать, решила группа инициативных владельцев квартир. Некоторые из них хорошо разбираются в инженерных вопросах. Елена Сермеева, к примеру, имеет техническое и экономическое образование. Сделав расчеты, она пришла к выводу: собираемой с жильцов суммы достаточно, чтобы ежегодно проводить поэтапные ремонтные работы и постепенно привести здание в должный вид.
И все-таки была большая надежда на капитальный ремонт, еще и из-за него решили создать ТСЖ, ведь по закону товарищества могут первыми претендовать на проведение комплексного капремонта. Но с чего начать? Этого никто не знал. Не было документации на дом, не было и малейшего опыта работы в данной сфере.
Изучив законодательство, решили подавать заявку на участие в программе капитального ремонта напрямую, через федеральный сайт. Проанализировали состояние инженерных сетей, сделали фото, определили виды ремонтных работ, подготовили проекты и сметы. Даже обмерили стояки в тех квартирах, где люди ранее поменяли их за свой счет, – чтобы вычесть эти метры, а на сэкономленные средства выполнить другие виды ремонта. Итогом огромной подготовительной работы стало включение дома в программу капремонта. Впереди было самое «интересное» – горячее во всех смыслах лето 2010 года, когда в доме закипел ремонт и пришлось контролировать каждое действие работников.
– Я не понимала тогда, насколько трудная работа – быть председателем ТСЖ, – говорит Елена Сермеева. – Иначе бы, наверное, не стала этим заниматься. Сколько критики было, даже со стороны жильцов! Они уже не верили в хорошее, многие думали, что мы тоже хотим заработать на них. Это сейчас с доверием относятся, а тогда…
Елена Михайловна с утра до ночи следила за проведением ремонта, призывала к этому и других жителей. Подрядную организацию выбрали по рекомендации муниципалитета – для пущей надежности. Вообще, для лучшего результата нужно сотрудничать с властью, считает Сермеева, не обособляться.
Надо сказать, что строители поначалу едва ли не возненавидели требовательного председателя. Но женщина стояла на своем, и в итоге ремонтники были довольны, что справились с поставленными задачами на «отлично». Елена Михайловна выступила и в роли дизайнера (она профессионально занималась отделкой и дизайном помещений). Так, придумала каждый этаж в подъезде выкрасить своим цветом – приятными, спокойными оттенками. Это не только красиво, но и практично: если стены одной лестничной площадки испачкались или разрисованы, достаточно перекрасить только их, а не весь подъезд. Затрат – минимум: краски уходит на 100 рублей.
В итоге, уложившись примерно в ту же сумму, что выделялась подобным домам, ТСЖ сумело организовать больший объем работ и лучшее качество. Реальный контроль жителей и отношение к дому как к своей собственности – вот весь секрет.
ЖКХ В МИНИАТЮРЕ
Елене Сермеевой пришлось оставить прежнюю работу и с головой погрузиться в проблемы дома. Помимо капремонта нужно было заниматься управлением и обслуживанием жилого фонда. А еще – думать над тем, как сэкономить везде, где только возможно.
ТСЖ решило взять на себя функции обслуживающей организации и от своего имени заключить договоры с коммунальными предприятиями. Это было впервые в городе. Чтобы снизить расходы жителей по жилищным услугам, на общем собрании приняли единый тариф «управление, содержание и эксплуатация дома» вместо прежней разбивки на разные строки, что позволило перераспределять средства и разумно их тратить.
Наняли дворника, уборщицу. Только не в частном порядке, а через фирму, которая обеспечивает этим людям полную занятость и контролирует их работу, может выслать замену в случае необходимости. Платит председатель ТСЖ только за то, что сделано.
– Примерно шесть тысяч рублей в этом году я недоплатила, потому что дворник или уборщица не приходили. Так же с сантехниками: если
С МЕТРА ПО РУБЛЮ – ЖЕНЕ НА САПОГИ
Члены ТСЖ «Ромашка» платят за жилищные услуги и управление жилфондом 9,92 рубля за квадратный метр ежемесячно. Это на 1,32 рубля меньше общегородской цифры. В год получается почти 16 рублей экономии с одного квадратного метра квартиры. Кстати, тариф не повышался в течение трех лет, в следующем году он вырастет, но все равно будет ниже общегородского. Смету расходов утверждают собственники квартир на общем собрании. Хватает и на цветочную рассаду, и на расходные материалы. Даже ремонт тротуара запланирован на будущий год.
Сократились в доме платежи за отопление, водоснабжение, канализацию и электроэнергию. Экономия в 2011 году, в сравнении с предыдущим годом, составила: для однокомнатной квартиры – 2267 рублей, для двухкомнатной – 3275 рублей, а для трехкомнатной – более 4100 рублей.
Елена Сермеева рассказала, как удалось этого добиться. Во-первых, весь штат ТСЖ – она одна. Совмещает функции диспетчера, снабженца, инженера, юриста, бухгалтера и еще несколько профессий…
Во-вторых, качественно и с умом проведенный капитальный ремонт помогает серьезно экономить на отоплении, хотя дом панельный и в принципе не рассчитан на холодный климат. Во время ремонта утеплили все межпанельные швы, в подъездах установили пластиковые окна и вторые двери. По всей поверхности обшили теплоизоляционным материалом чердак и подвал. Но и этого оказалось мало: решили утеплить торцевой шов между своим домом и соседним. Щель зимой приобретала свойства аэродинамической трубы, замораживая жильцов крайних квартир.
После этих перемен в доме стало тепло. Сосед Елены Михайловны, у которого в квартире на первом этаже зимой было сыро и холодно, признался: всегда хотел продать квартиру и съехать из этого дома, а теперь отсюда и калачом не выманишь!
Возможно, впервые в республике ТСЖ «Ромашка» применило экономичное новшество: на обратный трубопровод установили насос, чтобы улучшить циркуляцию в системе отопления. В теплые дни дом может «купить» тепло у коммунального предприятия, закрыть задвижку, и вода будет циркулировать в трубах, пока не остынет.
Еще одно нововведение – отдельный счетчик для воды на хозяйственные нужды: полив цветов, уборку подъездов.
– Эта вода теперь не учитывается в плате за водоотведение. Я уверена, ни в одной управляющей компании, ни в одном ТСЖ такого еще нет, – говорит Елена.
ОДН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Отдельная тема – ОДН, плата за общедомовые нужды. С этим показателем председатель ТСЖ ведет постоянную борьбу. Когда начала работать, ОДН по воде доходил до 100 кубометров в месяц. Сейчас показатель минимален.
– Пока в доме не будет настоящего хозяина, который станет во всем разбираться и анализировать, показатель ОДН всегда будет большой, – уверена Елена Сермеева. – Я знаю длину трубопровода, плотность воды, диаметр трубы, давление. Посчитать, сколько должно быть воды в трубопроводах после прибора учета до квартир, – элементарно. Утечек нет, значит, остальной ОДН – из-за неправильных показаний жильцов.
Тогда Елена Михайловна сделала полный анализ поквартирных счетчиков. Узнала, что если на приборы учета воздействовали магнитом для искажения показаний, то они так и будут работать неправильно. Поэтому она настояла на замене счетчиков на антимагнитные. ОДН сразу же снизился.
Далее для уменьшения погрешности при расчете председатель сократила время приема показаний приборов учета до двух дней (против общепринятой недели), а также принимает не округленные показания, до запятой, а точные.
Анализировать, вникать, совершенствовать – огромный труд. Но в то же время – это комфорт, тепло и уют в доме.
– Я всем говорю: не надо бояться создавать ТСЖ, – убеждает Елена Михайловна. – Да, это непросто, но если дом относительно новый и в нем живут инициативные люди, то ТСЖ – лучший вариант управления сегодня. Мы думаем, что мы на правильном пути.
Есть и еще один момент, признается Сермеева:
– Если бы это не был мой дом, я бы не стала задумываться, как сэкономить. Я бы все равно прежде думала о том, как заработать. Люди так устроены. Но я живу здесь и сама заинтересована в том, чтобы услуги были качественными и недорогими.
А управляющие компании нужны, прежде всего, там, где старый жилой фонд, где нужно проводить капитальный ремонт. Но они должны быть мощными организациями, с серьезным штатом.
ПРЯМОЙ ЭФИР ИЗ ПОДЪЕЗДА
Похоже, в доме №65 вошли во вкус перемен. Пол в подъезде здесь моют с ароматизирующим средством, так что долго пахнет розой или сиренью, висят освежители воздуха, на окнах – красивые занавески. В подъездах и на улице ведется видеонаблюдение, причем изображение с камер выведено на один из кабельных каналов и все жители могут смотреть «живую трансляцию». Однажды даже кражу предотвратили.
Но так было не всегда. После капитального ремонта
А для тех, кто застрял в прошлом, приняли закон ТСЖ – правила проживания. На декабрьском собрании жители внесли дополнения. Теперь запрещается курить в подъезде и в лифтах, выбрасывать из окон и с балконов окурки и другой мусор, принимать гостей и распивать спиртные напитки в подъезде. Штраф за нарушение – 500 рублей, которые предполагается направлять в фонд капитального ремонта лифтов. Пока за все время существования ТСЖ никого рублем не наказывали, но председатель настроена решительно, механизм взимания штрафа продуман.
ВСЕ ЗА ОДНОГО
Недавно в Елабуге объединились семь ТСЖ, создали свой неофициальный центр. ТСЖ – явление относительно новое, многие документы приходится разрабатывать на ходу. Этим и занимается центр. А также ведет бухучет, размещает данные о расходовании денежных средств населения в Интернете (любой житель может зайти на сайт и увидеть, как тратятся средства ТСЖ).
В общем, председатели ТСЖ теперь уверены, что документооборот в порядке. И у них остается больше времени на решение реальных проблем дома. Люди ведь не по отчетам судят о качестве услуг.
Объединившись, председатели ТСЖ также могут подстраховать друг друга, радуется Елена Михайловна:
– Вдруг аварийная ситуация? Я всегда должна быть на связи. Теперь при необходимости могу спокойно уехать из города – мои коллеги подменят в случае чего.
Объединять усилия – всегда полезно. Можно совместно закупать инвентарь, даже технику, например одну на всех газонокосилку, и таким образом сокращать расходы. Вообще, надо помогать друг другу и, как бы сложно ни было, не бояться проявлять инициативу, брать на себя ответственность за то, как мы живем. Ведь лучший способ изменить ситуацию – начать
мнение
– Работа ТСЖ «Ромашка» – пример того, как должен обслуживаться жилой фонд, – говорит руководитель исполкома Елабужского муниципального района Ильмир Камалетдинов. – К сожалению, еще не все граждане понимают, что они – собственники своего жилья. В данном случае люди услышали голос Елены Сермеевой, она смогла убедить соседей, что это правильное дело, ей поверили. И получили результат. Есть в городе дома, где в подъездах цветы растут, а есть такие, где даже дверей входных нет. Вообще, на опыте «Ромашки» надо показывать горожанам, что можно жить вот так хорошо, что все зависит от них самих. Если будет больше компактных ТСЖ, не слишком мелких, будет здорово. Ведь такие объединения управляемы, в отличие от огромного жилого фонда.