Вчера исполнилось бы 80 лет Ильдусу Садыкову, бывшему Председателю Совета Министров Татарстана
25 декабря 1969 года стало днем необычным – одновременно в трех городах Татарии прошли партийные конференции, на которых представили новых первых секретарей горкомов КПСС: в Елабуге – Салиха Габдуллина, в Набережных Челнах – Раиса Беляева. А первый секретарь Татарского обкома партии Фикрят Табеев в Нижнекамске представил на этот пост Ильдуса Садыкова, который в данной должности проработал почти 14 лет – в период, когда активно отстраивались флагман отечественной нефтехимии «Нижнекамскнефтехим» и сам город Нижнекамск.
СИБИРСКАЯ ЗАКАЛКА
Семью Садыковых постигла участь миллионов советских граждан. Дед Ильдуса Садыкова Кадыр и отец Харис до 1930 года проживали в деревне Чемяк, что в Арском районе. Потом деда репрессировали, обвинив в кулачестве, и выслали в Читинскую область. Заодно забрали Хариса и отправили на поселение в Красноярский край (оба были реабилитированы в июне 1994 года). Там, в поселке Вельмо-2 Северо-Енисейского района, он познакомился с симпатичной вышивальщицей татарских сапожек (ичигов) Фахирой. Вскоре молодые поженились, и 28 ноября 1932 года у них родился первенец Ильдус. Потом на свет появились Фоат, Рустем, Нажия, Ильдар.
– В Вельмо-2 была школа-семилетка, – рассказывает Рустем Садыков. – После ее окончания брат в восьмом и девятом классах учился в другом селении, расположенном в тридцати с лишним километрах от нашего поселка. Выходные проводил дома: зимой в трескучие сибирские морозы добирался туда и обратно на лыжах, весной и осенью – пешком или на попутной телеге, когда повезет. Такая у Ильдуса была жажда к учебе!
В 1948 году им было разрешено вернуться на малую родину, и Садыковы переехали в Казань. Десятый класс Ильдус заканчивал в именитой школе №2, что на Булаке. Это бывшая Казанская вторая мужская гимназия, открытая в мае 1835 года и изначально призванная «поставлять» студентов для Казанского университета. Среди ее выпускников – писатель Николай Вагнер, исследователь-кардиолог Алексей Казем-Бек, революционеры Владимир Адоратский, Николай Бауман и многие другие известные личности. Сегодня в старинном здании гимназии, построенном по проекту архитектора Иннокентия Бессонова, находится Центр детского творчества и досуга.
После школы Ильдус поступил в Казанский химико-технологический институт (ныне Казанский национальный исследовательский технологический университет), по окончании которого трудоустроился на Казанском заводе резинотехнических изделий (РТИ), где за одиннадцать лет прошел путь от механика до главного инженера. Кстати, братья Фоат и Рустем во многом следовали примеру Ильдуса – учились в той же школе №2, в КХТИ, работали на заводе РТИ.
– Ильдус мог заразить нас какой угодно идеей, – признается Рустем Харисович. – Допустим, он очень любил играть в баскетбол, так мы вслед за ним все стали играть в баскетбол.
Был такой случай. Баскетбольная команда, в которую он входил в студенчестве, уехала на соревнования в Саратов, а у Ильдуса через день – защита диплома в институте. Он защитился – и сразу на вокзал, сел в поезд и уехал в Саратов, чтобы присоединиться к товарищам.
НА ГРАНДИОЗНОЙ СТРОЙКЕ
После завода РТИ и нескольких лет работы первым секретарем Приволжского райкома партии Казани Ильдуса Садыкова в 1969 году избирают первым секретарем Нижнекамского горкома КПСС. В городе возводится мощный «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), затем и крупнейшее предприятие шинной промышленности страны «Нижнекамскшина». Рабочий поселок Нижнекамский превращается в столицу нефтехимии Татарстана. Ильдус Харисович переезжает сюда с супругой Валентиной Николаевной, одиннадцатилетним сыном Ринатом и двухлетней дочкой Эльмирой и сразу с головой уходит в работу, пропадая на стройках и решая вопросы по обеспечению объектов всем необходимым.
Нижнекамский период стал наиболее ярким в биографии Ильдуса Садыкова, который называл эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Об этом периоде, о людях, с которыми работал, он рассказал в своей книге «Забота наша такая», вышедшей в 1983 году.
– В 1977 году меня избрали председателем рескома профсоюза работников химических отраслей промышленности, тогда в рядах этой организации насчитывалось свыше 70 тысяч человек, – рассказывает Рустем Садыков. – Профсоюз химиков я возглавлял в течение 23 лет и по роду службы часто приезжал в Нижнекамск. Поэтому знал многих людей, с которыми тесно взаимодействовал мой брат.
В городе в те годы неоднократно бывали Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, член политбюро, секретарь ЦК КПСС Андрей Кириленко, частым гостем, конечно же, был министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Виктор Федоров. В принципе, практически все тогдашние партийные и хозяйственные боссы приезжали в Нижнекамск, поскольку решения о строительстве очередных заводов принимало ЦК КПСС. И все, что происходило в городе на Каме, было под контролем союзного руководства.
При столь масштабном промышленном строительстве была острая нужда в квалифицированных кадрах. Ильдус Садыков решал этот вопрос в тандеме с талантливым руководителем – генеральным директором «Нижнекамскнефтехима» Николаем Лемаевым, который приехал на строительство комбината в 1963 году, был поставлен руководителем НКНХ и проработал в этой должности более 20 лет. Потом он был назначен первым заместителем министра, затем и министром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Удостоен звания Героя Социалистического Труда. Кстати, первый пусковой комплекс «ТАНЕКО» был введен в эксплуатацию лишь в прошлом году, а Лемаев еще несколько десятилетий назад говорил о необходимости строительства такого крупномасштабного объекта.
Садыков с Лемаевым занимались поисками специалистов в других городах, регионах. Вот что по этому поводу писал Ильдус Харисович в своей книге: «О подготовке кадров мы позаботились заранее. Еще вовсю шли работы на строительных площадках, а на родственных предприятиях других городов уже обучались аппаратчики, машинисты, электрики, сменные мастера и другие специалисты, которым предстояло в недалеком будущем стать хозяевами нового производства. Да и в самом Нижнекамске в числе первых сооружаемых объектов значилось здание городского профессионально-технического училища…»
Кроме того, в городе были введены в строй филиал Казанского химико-технологического института, политехнический и нефтехимический колледжи, медицинское и музыкальное училища, профессиональные лицеи, двенадцать школ и так далее. Дворец творчества детей и молодежи носит имя Ильдуса Садыкова, барельеф которого установлен на фасаде здания этого центра, получившего в 1983 году новые просторные апартаменты благодаря стараниям первого секретаря горкома.
В Нижнекамске активно велось жилищное строительство – ежегодно вводилось более 160 тысяч квадратных метров. Причем городская комиссия принимала дома в эксплуатацию только вкупе с построенным в жилом квартале детским садом. Поэтому с демографией здесь было все в порядке. Министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Виктор Федоров прекрасно понимал, что без решения квартирного вопроса нельзя привлечь сюда высококвалифицированные кадры, и помогал «выбивать» в Москве деньги на строительство жилья в столице нефтехимии…
– Брежневскую эпоху сейчас принято называть «застоем». Какие же это были «застойные» времена? – рассуждает Рустем Садыков. – В те годы в Нижнекамске строились гиганты нефтехимии, в Набережных Челнах – крупнейший в стране автозавод, Заинская ГРЭС и Нижнекамская ГЭС… Множество предприятий в новейшей истории России либо обанкротились, либо кое-как выживают. А «Нижнекамскнефтехим» не просто стоически держится – продолжает динамично развиваться, в его составе появляются новые заводы. Это относится и к «Нижнекамскшине».
…И ПРОСТО ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
– Ильсура Садыкова отличали высокая ответственность, целеустремленность, принципиальность, требовательность и трудолюбие, чуткое и доброе отношение к окружающим, – говорит Мансур Хаснулин, который также участвовал в возведении нефтехимкомбината, а в 1978–1985 годах был мэром Нижнекамска, позже – первым секретарем Менделеевского райкома партии, вице-премьером республики. – Работалось мне при нем и вместе с ним легко и плодотворно. Наши семьи жили в Нижнекамске на одной лестничной площадке, и мы запросто ходили друг к другу в гости. Впрочем, наш дружеский круг включал и другие семьи – генерального директора НКНХ Николая Лемаева, генерального директора «Нижнекамскшины» Николая Зеленова… И вот наши жены хорошо знали о такой черте Ильдуса Харисовича, как непременное посещение им кухни хозяев. Он под шутливым благовидным предлогом заглядывал на кухню, чтобы оценить, насколько хозяйка искусна в приготовлении блюд. И наши жены каждый раз боялись: выдержат ли они строгий экзамен, удостоятся ли лестной оценки.
Ильдус Садыков был не только кулинарным гурманом, но и заядлым грибником.
– Как-то возвращались с тихой охоты из Марий Эл, – вспоминает Рустем Харисович. – Остановились в селе у магазинчика. А там ребятня бегает. Ильдус подошел к ним и каждому дал по рублю: мол, купите себе мороженое.
Детскому восторгу не было границ, ведь в начале восьмидесятых на рубль можно было несколько дней прожить. Брат вообще был очень щедрым человеком, многим помогал…
В 1983 году Ильдус Садыков сменил на посту Председателя Совета Министров ТАССР Гумера Усманова, который стал партийным лидером в республике.
– Как-то Ильдус, будучи уже Председателем Совмина, ехал по улице Ленина из Казанского Кремля в обком партии. Увидел женщину, гуляющую с внуком. И узнал в ней работницу завода резинотехнических изделий, с которой много лет назад вместе трудился на этом предприятии. Брат остановил машину, вышел, поздоровался с женщиной, расспросил, как дела, разузнал, не требуется ли помощь… Знаете, в бытность Ильдуса первым секретарем горкома, когда
По словам родственников Ильдуса Садыкова, он тяжело переживал уход в 1985 году с поста Председателя Совмина. Говорят,
Ильдус Садыков, награжденный орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями, удостоенный звания «Почетный гражданин Нижнекамска», избиравшийся депутатом Верховного Совета ТАССР четырех созывов и Верховного Совета РСФСР двух созывов, ушел из жизни 23 сентября 2001 года.