Заметки о «паломничестве» на Землю обетованную
Насыщенной и неожиданно волнительной выдалась недавняя редакционная командировка в Израиль, куда корреспондент «РТ» в составе большой группы российских журналистов был приглашен коллегами из этой страны.
Канонада в Иерусалиме
Наша поездка совпала с очередным обострением конфликта между этим ближневосточным государством и «ХАМАС» – правящей группировкой в соседнем секторе Газа. Разумеется, пребывание в стране, где с неба на тебя в любую минуту могли упасть боевые ракеты, придало поездке остроту ощущений.
Наиболее яркое впечатление произвела канонада, раскатистые отзвуки которой делегация российских журналистов услышала во время экскурсии по Иерусалиму. Это было после полудня в пятницу, когда мы подошли к Стене плача – наиболее чтимому евреями месту. От этого смысл происходящего представлялся особенно символичным.
Чтобы понять значение случившегося, необходимо учесть, что боевики никогда до сих пор не обстреливали священный город. Говорят даже, у арабов была негласная установка: Иерусалим не трогать. Здесь, как известно, расположены не только иудейские и христианские святыни, но и мусульманские. Главная среди них – мечеть аль-Акса, третья по значимости в исламе. Паломничество к ней приравнивается к малому хаджу.
Но через любые табу, видно,
До Тель-Авива не добрались
В те же дни боевики впервые «дотянулись» до Тель-Авива, где упали и разорвались несколько арабских «кассамов». До сих пор обстрелы «ХАМАС» ограничивались территорией Израиля в радиусе сорока километров от границ сектора Газа. Страдали города Ашдод, Сдерот, древний Ашкелон и множество небольших поселений. Теперь настала очередь более отдаленных и густонаселенных районов страны. Впервые радиус падения «кассамов» расширился до 70-75 километров.
Когда мы собирались на экскурсию в знаменитый своими горячими источниками курорт Хамат-Гадер, что на севере Израиля, нас предупредили об опасности. Мол, там, в районе Голанских высот, можно угодить под сирийский обстрел.
Но оказалось, что если и было чего опасаться в северных районах, так это десятков тысяч мин советского производства, которые до своего отступления отсюда в 1967 году установили сирийцы и которые поныне хранят бескрайние лысые высоты. Таблички, напоминающие о них, расставлены вдоль основных дорог. Местное население к ним давно привыкло.
Настоящая же опасность таилась на юге Израиля. Мимо нас, обосновавшихся в спокойном городке Нетания на берегу Средиземного моря, в сторону границы с сектором Газа в массовом порядке – и днем, и ночью – постоянно барражировали военные самолеты и вертолеты. До сектора по прямой – около восьмидесяти километров, и российских журналистов успокаивали: ракет, способных преодолеть такое расстояние, у палестинцев точно нет.
Но ведь не ожидали же их и в священном Иерусалиме!
В итоге поездка в Тель-Авив, которая должна была состояться в последний день нашего пребывания в Израиле, не состоялась. Принимающая сторона наложила на нее запрет. Официальная столица оказалась в зоне уверенного обстрела. Впервые сирены тревоги не утихали там целых пять дней.
«Вилла в джунглях»
Так положение еврейского государства охарактеризовала на встрече с российскими журналистами заместитель генерального директора Министерства иностранных дел Израиля по Евразии Анна Азари.
Действительно, Израиль – региональная держава с сильной экономикой. У нее мощная армия, современное вооружение. Это при полном отсутствии основных природных ресурсов – нефти, газа, угля, металлов. Основной ресурс израильтян – трудолюбие. У них лишь один выходной в неделю – суббота. Остальные шесть дней – рабочие.
В стране цветущее сельское хозяйство при нехватке пресной воды. Вокруг огромные пространства песка, но год за годом израильтяне отвоевывают у пустыни все новые участки. Мы видели бескрайние плантации овощей, цитрусовых, олив, финиковых пальм.
Но умиротворение это призрачно. Соседи-арабы, по словам госпожи Азари, не дают израильтянам чувствовать себя спокойно.
Между Иерусалимом и Вифлиемом мы увидели высоченную охраняемую стену с колючей проволокой, с помощью которой Израиль отгородился от Палестинской автономии. Невольно вспомнилась стена Берлинская и порядки времен «холодной войны». Вот и израильтянам категорически запрещается пересекать границу с Палестиной. Никакой гарантии безопасности для евреев за стеной нет.
Между прочим, Анна Азари в прошлом – посол Израиля в Российской Федерации. В этом качестве она дважды приезжала в Татарстан, встречалась с первым Президентом республики Минтимером Шаймиевым. На одной из этих встреч, свидетелем которой был и ваш корреспондент, госпожа Азари призналась, что опыт Татарстана ценен для Израиля как пример построения толерантного общества.
Впрочем, на Земле обетованной до толерантности пока так же далеко, как и 64 года назад, в момент провозглашения независимости Израильского государства.
Худой мир лучше доброй ссоры
Безусловно, в своем военном превосходстве ни сами израильтяне, ни международное сообщество сегодня не сомневаются. За неделю обстрелов вооруженные силы Израиля использовали боевые сверхзвуковые самолеты, беспилотники, высокоточные крылатые ракеты, танки, тяжелую артиллерию и боевые корабли для нанесения ударов по сектору Газа. При этом военные могли опираться на данные израильских спецслужб, которые смогли выявить сотни целей на территории сектора Газа.
В свою очередь попытки «ХАМАС» атаковать ракетами Иерусалим и Тель-Авив оказались, по сути, лишь акциями устрашения.
Но аналитики уверены: прямое сравнение военных возможностей Израиля и «ХАМАС» упускает главное – то, что огромная разница в возможностях военной техники противоборствующих сторон сопоставима с разницей в ожиданиях, которые возлагаются на обе стороны конфликта.
Для многих палестинцев видеокадры с жителями Тель-Авива, спешащими в бомбоубежища, уже стали своеобразным триумфом и были встречены ликованием как в Газе, так и на Западном берегу реки Иордан.
От Израиля в свою очередь ожидается достижение военных целей с минимальными потерями и без ущерба имиджу страны за рубежом. Израильский генерал в отставке Шломо Бром заявил в интервью местной газете «Иерушалам пост»: «Это такой вид противостояния, который не может закончиться простым нокаутом. Он завершится подсчетом набранных очков обеих сторон. Проблема заключается в том, что израильтянам это слишком сложно для понимания. Люди хотят видеть победу и не понимают, что в таких конфликтах побед не бывает».
По мнению Брома, подобное противостояние может затягиваться, обманывая ожидания каждой из сторон. Поэтому большинство тех, кто понимает ситуацию, уверены: необходимо поскорее покончить с кровопролитием.
Похоже, именно эта точка зрения в последнее время взяла верх в умах израильских политиков, и после восьми дней операции «Огненный столп» подписание договора о прекращении огня стало неизбежным.
Где забор, там и раздор
Мы настойчиво расспрашивали Анну Азари, как она относится к официальной позиции Москвы, которую можно бы было охарактеризовать «ни вашим, ни нашим».
Госпожа Азари, как истинный дипломат, уклончиво отвечала на вопросы россиян. Мол, никакой антиизраильской позиции Москвы они, израильтяне, не чувствуют. А вот о том, что стало причиной военного противостояния, говорила охотно. Мол, действия Израиля – исключительно ответные, ведь первые ракеты полетели со стороны Газы. Более миллиона израильтян, по словам представителя МИД, находятся в пятнадцати секундах от ближайшего убежища, над ними постоянно нависает опасность артобстрела.
А потому армия обороны страны (по-израильски ЦАХАЛ) определила основные цели – лидеры и склады с боеприпасами террористической группировки «ХАМАС».
Позиция израильтян очевидна: это скорейшее достижение мира и дальнейшее мирное сосуществование Израиля и Палестины. В противовес этому, посетовала госпожа Азари, палестинцы нацелены в большей степени не на результат переговоров, а на сам процесс. Конфронтация с Израилем все чаще служит палестинским лидерам для укрепления собственных позиций во внутриполитической и даже внутрипартийной борьбе.
По заверению г-жи Азари, Израилю война не нужна в первую очередь потому, что она нанесет удар по потоку туристов в страну. А уже более десятка лет туризм – источник номер один израильского бюджета.
Главными в этой поездке для меня стали два открытия.
Оказалось, воинственно настроенный сектор Газа во многом живет за счет Израиля. Туда, в частности, безвозмездно поставляются электричество и питьевая вода, это обусловлено международными договоренностями. Второй поразивший меня факт: с целью защиты палестинского населения израильские власти обзванивают жителей соседнего анклава с настоятельной просьбой заблаговременно покинуть дома и спрятаться в бомбоубежищах на время обстрелов. Беда этих жителей, что боевики намеренно располагают свои объекты в жилых районах, часто – рядом с магазинами, рынками и даже школами. Оттого и столько жертв.
Кто раскачивает лодку
Было бы упущением не сказать в этой публикации о позиции палестинцев. Их аргументы мы тоже услышали. Во-первых, от внимания российских журналистов не ушел тот факт, что обострение двухстороннего конфликта произошло на старте избирательной кампании в кнессет – парламент Израиля. Это дало арабам право утверждать, что правительству еврейского государства выгодно «накачать» общественное мнение против палестинцев, дабы на волне лжепатриотизма скорректировать настроения избирателя «вправо». Для нынешней консервативной коалиции это послужит залогом тактической победы.
Во-вторых, кровопролитие началось после заявления лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса вынести на обсуждение Генассамблеи ООН вопрос об официальном членстве в этой авторитетной международной организации. Сегодня Палестина является в ООН лишь наблюдателем, и положительное решение вопроса превратило бы Палестину на переговорах в равноправного партнера Израиля.
Но еврейское государство сочло необходимым сорвать планы Аббаса, после коварной многоходовки спровоцировав конфликт. После этого вердикт ООН отложен на неопределенный срок. Злые языки из числа сторонников теории заговора утверждают даже, что ситуацией «дирижируют» из США.
Насколько данные предположения верны, сказать сложно. Остается лишь сожалеть, что заложниками крайне запутанной ситуации являются жители этой удивительной и поистине благословенной земли.
Перемирие между Израилем и «ХАМАС» заключено после восьмидневного конфликта, которому положили начало обстрелы из сектора Газа и ответное проведение Израилем операции «Облачный столп». В результате конфликта погибли 163 палестинца и 6 израильтян. Решающую роль в военных действиях сыграла израильская система ПРО «Железный купол», которая отразила около 500 запущенных боевиками «ХАМАС» ракет.