Две страсти Александра Суркова

В последнее время все чаще приходится слышать рассуждения о том, что на фоне кадрового дефицита в нашей экономике очень важно активнее привлекать молодежь к техническому творчеству.

Автор статьи: Юрий СЕРГЕЕВ

information_items_70676

В последнее время все чаще приходится слышать рассуждения о том, что на фоне кадрового дефицита в нашей экономике очень важно активнее привлекать молодежь к техническому творчеству. При этом такую работу следует вести комплексно, а условия для технического творчества должны соответствовать требованиям XXI века.

Трудно с этим не согласиться. Идея вполне здравая, своевременная, хоть и отсылает нас к опыту прошлого века. Ну да это ничего. Тем более что именно из прошлого столетия полезно бы извлечь и лозунг о кадрах, которые «решают все».

Конкретно я имею в виду людей, которым доведется заниматься с молодежью. Надеюсь, таковые найдутся и сегодня. Может быть, им будет интересен опыт предшественников, работавших с подростками в 60 – 80-е годы. Эти люди развивали в будущих техниках, инженерах и пытливую мысль, и творческое начало, и умение отдаваться работе, достигать намеченных целей.

В этой связи не могу не рассказать об одном из таких энтузиастов – Александре Семеновиче Суркове. Кажется, он бы и сегодня мог быть при любимом деле, да возраст не позволяет – в ноябре ему исполнилось семьдесят пять.

Его детство прошло в Казани, и первым осознанным интересом в жизни стала авиационная техника. Вместе со сверстниками Саша часто выбирался в аэропорт за Арским полем, с восхищением наблюдал за тем, как взлетают и садятся самолеты. Интерес к крылатым машинам привел его в авиамодельный кружок Дворца пионеров. Там под руководством бывшего фронтовика Анатолия Алексеевича Ларионова, он создал первую модель планера, ее каркас был сделан из… алюминиевой проволоки. Спустя пять лет, когда позволил возраст, записался в аэроклуб. Над аэродромом «Николаевка» (сейчас на этом месте стоят корпуса «Казаньоргсинтеза») Саша совершил свой первый полет на Як-40. А с парашютом впервые прыгнул с крыла «кукурузника» По-2.

Александр Сурков – командир вертолета Ми-4Потом в его жизни были Чкаловское училище, где курсантом летал уже на реактивных МиГ-15, служба, хрущевское сокращение Вооруженных сил, после которого военному летчику Суркову пришлось осваивать рабочие профессии на Казанском моторостроительном заводе. Но небо по-прежнему манило Александра, занятия и полеты в аэроклубе он продолжал, и упорство было вознаграждено – в 1959-м его направили в Краснокутское летное училище гражданской авиации осваивать новый большой «кукурузник» Ан-2. Поработав несколько лет вторым пилотом на машине этого типа, он снова приступил к учебе, осваивая науку полетов на невиданных доселе «вертушках». С вертолетами Ми-1, Ми-2, Ми-4 и Ми-8 связаны последующие годы «крылатой» биографии Александра Семеновича.

Полеты, полеты. Порой с риском для жизни, в ущельях и над вершинами гор. Приходилось прокладывать маршруты в города, поселки необъятной Сибири – Чару и Баргузин, Нерчинск и Мую в северной Бурятии… Не зря стаж здесь шел как на войне – год за два. Налетав чуть ли не вдвое больше положенного, Сурков вышел на пенсию только в 1978 году и вскоре вернулся в Казань.

  • При должной организации учебы в кружках моделирования можно было бы готовить гораздо больше будущих инженеров и конструкторов, летчиков и капитанов кораблей, изобретателей и мастеров золотые руки, так необходимых стране для модернизации ее промышленности

Заслуженным отдыхом наслаждаться он не захотел, слишком деятельная это натура. Но работать пошел во Дворец пионеров, словно хотел доиграть в то, во что не успел в юношеском возрасте. Ему доверили целый отдел техники: давай разворачивайся, работай. С большим желанием взялся он за дело, но спустя некоторое время понял: слишком много времени уходит на составление всевозможных отчетов, планов, заполнение журналов. Что ж, правила того времени действительно вынуждали работать не столько с детьми, сколько с бумагами, участвовать в бесконечных совещаниях, собраниях. Суркова это тяготило.

Вскоре ему повезло – позвали в сугубо мужской коллектив, в Бауманский клуб юных техников. Там было интереснее работать, и результаты не заставили себя ждать: среди воспитанников Александра Семеновича появились чемпионы и призеры городских, республиканских соревнований, выставок технического творчества. Но в середине лихих 90-х клуб был закрыт – по причинам экономического порядка.

Сурков не стал сидеть сложа руки, а отправился в новую организацию – клуб «Кристалл» Кировского района. Затем несколько лет работал в средней школе №141, но поддержки ее руководства, понимания важности воспитания подростков через техническое творчество не дождался. В центре «Лидер» он четыре года занимался с кружковцами уже бесплатно, но и наставник на общественных началах кому-то  показался лишним. В нынешнем августе Суркова попросили «на выход», даже не поблагодарив за вклад в двукратную командную победу на республиканских соревнованиях.

Отработав с юными техниками три с половиной десятилетия, сидит наш ветеран дома и вспоминает старты радиоуправляемых моделей, собранных его мальчишками-непоседами. Многие из них давно стали взрослыми мужчинами, людьми мира техники. Нередко его навещает Алексей Егоров – бывший ученик, в свое время окончивший Качинское военное авиационное училище и служивший там летчиком-инструктором, а сейчас преподающий в КНИТУ. Вместе рассматривают старые фотографии, вспоминают о былых победах. Из его последних учеников-чемпионов Николай Спиридонов учится в КНИТУ, а Олег Бикузин после окончания речного техникума работает на плавучем кране.

Об одном жалеет наш герой, что мало успел поработать с ребятами. Ведь при должной организации учебы в кружках моделирования можно было бы готовить гораздо больше будущих инженеров и конструкторов, летчиков и капитанов кораблей, изобретателей и мастеров золотые руки, так необходимых стране для модернизации ее промышленности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще